«Рождество Спасителя, – рассказывает автор, – это оратория, которую я задумал в поезде, начал в Венеции, продолжил в Париже и закончил в переездах из города в город, когда дирижировал своими произведениями». Выдающийся музыкант и священник, в 1898 г. получивший от Папы Льва XIII титул «Постоянного дирижёра Сикстинской Капеллы, он исполнял эту миссию до самой смерти. Его отличал несомненный творческий дар в сочетании с мистицизмом и глубокой духовностью. Он сам поясняет: «Текст был взят из евангельского повествования, соединённого с отрывками из других священных текстов. Первая из написанных тем - In nomine Iesu Christi (Во имя Иисуса Христа), с неё начинается оратория. Теме Рождества сопутствует тема Страстей, потому что христианская литургия считает датой рождения каждого святого тот день, когда он вошёл в Царство Небесное, и к Святому Святых это относится в первую очередь».
Гений человека, которого современники с нежностью называли «батюшкой из Тортоны», привёл в изумление европейский музыкальный мир; казалось, сейчас не время для ораторий, а для духовной музыки и подавно; слабые композиции в этом жанре, появлявшиеся в конце XIX века, вызывали мало интереса как у специалистов, так и у публики, равнодушной к религиозным темам.
Творчество Лоренцо Перози можно считать подлинным вкладом в евангелизацию («Люди нашего времени не хотят читать Священное Писание, так что я их с ним познакомлю через музыку»). Его музицирование – это своего рода «чтение», просвещённое Словом Божиим. В Рождестве Спасителя раскрывается весь потенциал композитора: вдохновенный и пылкий музыкальный дискурс, проникновенная и трогательная манера письма; песнопения иногда подобны тихой молитве, а иногда исполнены ликования, как славословящий гимн; идиллические и пасторальные интонации погружены в мистическую атмосферу масштабных священных полотен; музыкальные акценты то взволнованны и драматичны, то лиричны и патетичны; речь вознесена на духовные высоты.
Лоренцо Перози горячо желал исполнить в России Рождество Спасителя, и, посещая Ченстохову, где он дирижировал ораториями, с упованием обращал взгляд в сторону этой бескрайней страны. Надеясь на исполнение столь дорогого ему замысла, он начал усердно изучать русский язык. Но было ещё не время для претворения в жизнь его желания. Теперь же сбываются ожидания композитора, сеются семена духовной музыки, которая станет подлинной пищей для веры и упования на пришествие Царства Небесного.