Новосибирск является крупнейшим евроазиатским транспортным узлом, в котором пересекаются: Западно-Сибирская железная дорога; автомобильные дороги и воздушные трассы федерального значения, судоходная река.
В пределах городской черты действуют 26 железнодорожных станций и остановочных пунктов, в том числе крупнейшая сортировочная железнодорожная станция Евразии - «Инская» и крупный контейнерный терминал - станция «Клещиха»; речной порт, речной вокзал и 8 речных остановочных пунктов на Оби; автовокзал, городской аэропорт. Новосибирск связан авиационными линиями с более чем 100 городами России и мира. Международный аэропорт Толмачево обслуживает около 500 рейсов в неделю, включая 50 международных .
Столь выгодное положение Новосибирска и его развитая транспортная сеть обусловили наличие одного из самых емких рынков логистических услуг в регионе. Эксперты оценили ситуацию в складской отрасли Новосибирска.
А
нтон Алябьев, заместитель директора отдела складских и индустриальных помещений Jones Lang LaSalle, Россия и СНГ: «На текущий момент в Новосибирске есть несколько складских комплексов, отвечающих современным требованиям. Прежде всего, это: «Логопарк Обь», принадлежащий британскому фонду Raven Russia, и логистический комплекс «ПНК-Толмачево», принадлежащий федеральному девелоперу PNK-group».
Евгений Новиков, директор по складским операциям новосибирского представительства TABLOGIX: «Основная тенденция последних лет – повышение «классности» складов. Все больше компаний, для которых становится важным, в каких условиях хранится их товар. Так же нельзя не отметить строительство крупных терминалов – распределительных центров, в которых логистический оператор управляет складом и оказывает услуги хранения и обработки товаров нескольких клиентов».
Антон Алябьев выделяет актуальные процессы на рынке: «Основной тенденцией на сегодня является тщательно выверенный спрос со стороны, как местных, так и федеральных компаний, в отличие от докризисных времен, когда компании арендовали склады в том же Новосибирске, не глядя. При этом те площади, которые уже построены и введены в эксплуатацию, все же постепенно «вымываются» с рынка. Последняя крупная сделка в Новосибирске прошла в этом месяце, ее провела наша компания: крупнейший новосибирский ритейлер «Холидей Классик» арендовал помещения в «ПНК-Толмачево» под свой распределительный центр».
Вячеслав Холопов, директор отдела складской, индустриальной недвижимости, земли Knight Frank, охарактеризовал «портрет покупателя»: «Основные потребители складов на сегодняшний день – торговые сети и дистрибьюторы, в меньшей степени – логисты, которые арендуют помещения в основном под своих клиентов, а не спекулятивно, как это было раньше».
С появлением новых объектов у потребителей появляется возможность выбора. Евгений Новиков: «Предпочтение остается за складами, обладающими максимально полной инфраструктурой – ж/д ветка, транспортная доступность, достаточные площадки для парковки и маневрирования».
Вячеслав Холопов: «Конечные потребители выбирают склад, исходя из своих потребностей. В первую очередь, учитываются такие параметры, как скорость отгрузки, качество здания, высота потолков, количество разгрузочных площадок (доков), стоимость аренды. Перечислять можно разные параметры, однако каждому клиенту нужно что-то свое».
На кого рассчитаны складские объекты класса «А» в Новосибирске? Вячеслав Холопов считает: «Профессиональные операторы (торговые сети, дистрибьюторы, логистические операторы) более нацелены на склады класса «А» с высотой потолков 12 м, продуманной транспортной логистикой на площадке, удобным местоположением, так как эффективные складские комплексы позволяют минимизировать затраты на хранение и повысить скорость дистрибуции грузов». Евгений Новиков: «Во все времена спрос порождал предложение и лишь в редких случаях наоборот. Ситуация со складами класса «А» в последние годы развивается именно по этому сценарию».
Выделяют разный подход к решению «складского вопроса» локальных и федеральных компаний. Антон Алябьев: «Сегодня в Новосибирске востребованы как склады класса «А», так и склады класса «B». При этом на современные склады в большей степени ориентируются федеральные игроки, заходящие в Новосибирск, для них работа в классе «А» - это уже стандарт, в то время как местные компании зачастую оценивают только затраты на аренду помещения, поэтому смотрят, в основном, на класс «B».
Евгений Новиков говорит об отсутствии дефицита на складском рынке, в каждом из классов: «Рискну предположить, что все имеющееся в Новосибирске разнообразие складов удовлетворяет требования рынка практически на 100%. Рынок Новосибирска скорее следует за предложением, чем его формирует».
Эксперты отметили, что компании, давно существующие на рынке, неохотно меняют место «дислокации», несмотря на появление новых предложений. Вячеслав Холопов: «Компании не часто переезжают со складов одного класса на другой с целью сэкономить, т.к. разница в ставках аренды не всегда способна покрыть стоимость переезда».
Согласно данным справочника «ДубльГис» по состоянию на ноябрь, в Новосибирске 123 организации предоставляют услуги складского хранения, более 600 – оказывают те или иные логистические услуги. Такое количество компаний на рынке не может не создавать конкурентную среду. Процессы, протекающие на рынке логистических услуг, безусловно, заслуживают внимания и обсуждения широким кругом экспертов. Геополитическое положение позволяет Новосибирску не только пропускать через себя транспортные и финансовые потоки, но и быть в центре тенденций развития логистической отрасли.
1 декабря в Новосибирске уже в четвертый раз состоится ежегодная конференция «Логистические центры Сибири». Мероприятие проходит в формате деловой встречи профессионалов отрасли, где обсуждаются актуальные и злободневные вопросы ведения бизнеса логистических компаний в Сибирском регионе: всё, что волнует логистов и транспортников; всё, о чем можно говорить, и о чем нельзя молчать.
Конференция организуется при поддержке «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири», НП «Объединение перевозчиков Сибири», Объединения Профессиональных Логистов и Новосибирской Городской торгово-промышленной палаты.
Пресс-служба Агентства стратегических коммуникаций «В’ДА»
Тел./Факс. +7 383 246 08 47
Моб. +7 913 374 12 34
E-mail: pk_bda@askbda.ru
Twitter: BDAnovosibirsk
www.ASKBDA.ru, Новосибирск, 2011 г.