Ключевые результаты исследования выглядят так:
• Среди отраслей-лидеров по росту расходов на НИОКР – компьютеры и электроника, здравоохранение и автопром. Более 75% общего роста расхода на инновации в 2010 г. (46,8 млрд долл.) приходится на три отрасли. Отрасли, показавшие самое высокое увеличение расходов на НИОКР в процентах, – программное обеспечение и Интернет (11%), здравоохранение (9,1%) и автомобильная промышленность (8,5%).
• Список ведущих компаний мира по расходам на НИОКР возглавляют фармацевтические компании. На 20 компаний – мировых лидеров по инвестициям приходится в среднем 10% роста НИОКР, т.е. 142 млрд. долларов затрат на НИОКР. Roche Holding AG второй год подряд является первой в мире по расходам на НИОКР – 9,6 млрд долл, при доходах в 45,7 млрд долл. Pfizer (№2), Novartis (№3), Microsoft (№4) и Merck (№5) завершают список лидеров по инвестициям в исследования и разработки. Ford оказался единственной компанией, покинувшей двадцатку лидеров, а AstraZeneca стала единственным новичком, поднявшимся на 18 место.
• В 2010 г. все регионы мира нарастили расходы на инновации. Ведущие по объемам регионы – Северная Америка, Европа и Япония – вернулись к росту после урезания в 2009 году. Индийские и китайские компании снова увеличивали свои общие расходы на НИОКР еще более высокими темпами, чем компании в указанных крупнейших регионах. Европейские и японские компании наращивали расходы осторожно: на 5,8% и 1,76% соответственно. Северо-американские компании после урезания расходов на НИОКР почти на 4% в 2009 г. увеличили расходы на НИОКР на 10,5% в 2010 г., побив рекорд общих темпов мирового роста в 9,3%. В Китае и Индии продолжилось оживление, хотя и с более низкого исходного уровня. Имея в 2010 г. долю в 2% от мировых расходов на НИОКР, китайские и индийские компании увеличили инвестиции более чем на 38%, практически достигнув темпов роста предыдущего года. Компании из других регионов мира активизировали инвестиции в НИОКР, доведя их почти до 14%.
• В список 1000 ведущих публичных компаний по инновациям вошла лишь одна российская компания – «Газпром». Согласно данным Bloomberg, использованным в исследовании, «Газпром» в 2010 г. снизил расходы на НИОКР, что соответствует тенденции в крупнейших нефтегазовых компаниях мира. «Крупнейшие российские компании относятся к сырьевым секторам, поэтому они лидируют и по объему вложений в НИОКР, -- говорит партнер московского офиса Booz Юрий Добрынин, -- При этом в значительной степени инновационный потенциал российского бизнеса сосредоточен в средних компаниях, в компаниях новых отраслей, которые не вошли в это глобальное исследование».
• Когда речь идет об инновациях, объем расходов не всегда определяет успех. Booz & Company попросила менеджеров, ответственных за инновации назвать компании, которые, по их мнению, являются самыми инновационными в мире. Второй год подряд первую десятку возглавила Apple, следом за ней разместились Google и 3M. В этом году Facebook была названа одной из самых инновационных компаний, войдя в список под номером 10. Сравнивая компании, которые по итогам голосования вошли в первую десятку самых инновационных, с 10 компаниями, лидирующими в плане расходов на НИОКР, Booz & Company обнаружила, что на протяжении 5-летнего периода первые превзошли вторых по трем ключевым финансовым показателям – рост выручки, EBITDA как процент дохода и рост рыночной капитализации, что согласуется с данными исследования за прошлый год. Лишь три компании-лидера по расходам НИОКР из первой десятки также оказались среди 10 лидеров по инновациям: Microsoft, Samsung и Toyota Motor.
• Корпоративная культура оказывает ощутимое влияние на успех инноваций. Впервые в рамках Global Innovation 1000 в этом году исследовалось влияние фактора корпоративной культуры на возможность успешной инновационной деятельности компании через изучение лидеров в области инноваций. Важнейший вывод: культура является ключом к успеху инноваций, и ее влияние на результаты финансовой деятельности измеримы. В частности, 44% компаний, которые заявили о том, что их инновационные стратегии тесно связаны с бизнес-целями и что их культуры решительно поддерживают эти инновационные цели, добились роста рыночной капитализации на 33% и роста прибыли на 17% по пятилетним показателям, по сравнению с компаниями, у которых такая связь не прослеживается.