В деловой культуре последних лет все чаще используется термин GR (от английского government relations – взаимоотношения с органами государственной власти). GR в России пока не является отработанной менеджерской технологией, лавируя между понятиями лоббизма и аналогией с PR. Участникам мероприятия, собравшимся за круглым столом, было предложено не только «разобраться в понятиях», но и резюмировать: нужны ли бизнесу СМИ при формировании корпоративной GR-стратегии, и способны ли местные СМИ быть эффективным GR-инструментом?
Почти со стопроцентным единодушием собеседники за круглым столом высказали мнение о бессмысленности поднимаемой темы, отметив, что GR-а, как такового, в регионе нет. По словам Алексея Мазура (руководитель аналитического отдела информационно-аналитического сайта «Тайга.инфо»), бизнес обращается к власти через СМИ только когда «горит», причем такие публичные обращения могут отнести компанию в категорию «нон грата» для местной власти. Ирина Семенова (PR-директор ГК «СИТЕХ»): «Мы вспоминаем о СМИ в ситуациях, так или иначе, кризисных, когда приходится использовать дополнительный «рупор», чтобы тебя услышали». Это мнение разделяет и Владимир Коуров (управляющий директор ГК «Акрис»): «Для выстраивания взаимоотношений с властью СМИ учитываются в последнюю очередь».
О причинах незначительной роли СМИ в выстраивании отношений бизнеса и власти изложил свою точку зрения Сергей Дьячков (управляющий партнер DSO Consulting): «Мы как-то все забыли, что СМИ являются «четвертой» властью. Это очень серьезный вопрос – это вопрос выживания и развития общества. Мне хочется донести этот тезис, что СМИ должны иметь своей целью – быть «четвертой» властью в обществе». Алексей Севостьянов: «Пропасть между обществом обществом и СМИ объективно существует. Больше того, общество в последнее время выбирает формы коммуникации, избегая посредничества СМИ. Потребитель, делая выбор, ориентируется на мнение других потребителей, и не верит информации в СМИ». Антон Калтыгин (руководитель по внешним связям Урал, Сибирь и Дальний Восток ОАО «Вимм-Билль-Данн») видит проблему в закрытости бизнеса и власти: «У бизнеса и власти есть некий красивый «фасад» для СМИ, который, зачастую, не отражает реального положения вещей. А сами СМИ редко занимаются «копанием» истины».
Галина Красильникова (главный редактор группы изданий «Авант», г. Кемерово): «В маленьком городе, где деловое издание знает свою аудиторию в лицо, о бизнесе приходится писать, как о покойнике – или хорошо, или никак». Наталья Аблажей (и. о. декана факультета журналистики НГУ), говоря о роли СМИ в формировании инвестиционного имиджа региона, отметила, что «диалога с властью не происходит – общество остается в неведении о реальных показателях экономико-политического положения региона». Татьяна Асадчая (главный редактор газет «Вечерний Новосибирск», «Советская Сибирь») также отметила, что «у людей существует «информационный» голод, есть потребность в объективном отражении жизни общества».
Рассуждая о достоверности отражаемой информации, участники круглого стола в отношении СМИ перешли от понятия «четвертой власти» к понятию «кривого зеркала». Алексей Мазур: «В нашем обществе нет платежеспособного спроса на честную информацию».
Ход обсуждения привел к другому острому вопросу – качество журналистики. Со стороны представителей бизнеса прозвучало мнение о низкой квалификации журналистских кадров, о высоком показателе кадровой «текучки», о несостоятельности «универсального» журналиста отражать специфическую отраслевую проблематику. Ирина Семенова: «Волнует, что качество журналистики падает: и с точки зрения редакционной политики, и с точки зрения подготовки кадров. В журналистике всё меньше остается профессионалов – журналистов с «хорошим языком» и объективной гражданской позицией». Нелли Власова (бизнес-консультант по управлению Центра «Харизма» Нелли Власовой): «В обществе исчезла идеологическая составляющая. Если раньше государство несло функцию пропаганды духовных жизненных ценностей, то сейчас ее должны подхватить СМИ».
Критические замечания прозвучали в отношении «цветовой палитры» контента большинства СМИ. Андрей Гладченко (руководитель департамента массовых коммуникаций Правительства Новосибирской области) поделился впечатлением, что у СМИ есть два цвета: черный и желтый – пресса пишет либо о катастрофах, либо о скандалах: «В отношении СМИ сложилось устойчивое мнение, что о плохом они обязательно напишут, а о хорошем – только за деньги. Поэтому бизнес и власть предпочитают выдавать как можно меньше публичной информации в независимые СМИ». Это мнение от лица бизнес-ассоциации поддержал Вячеслав Маркелов (президент Новосибирской Торгово-Промышленной Палаты): «СМИ не заинтересованы в освещении положительных бизнес-историй, им интересны только негативные факты. Нашей ТПП создано собственное издание, где мы освещаем истории успеха компаний малого и среднего бизнеса». Олеся Тарасова (специалист по связям с общественностью Филиала ОАО «РусГидро» - «Новосибирская ГЭС»): «Журналистам должно быть интересно писать о том или ином бизнесе, должна быть отраслевая ориентация, понимание специфики рынка».
Представителям СМИ тоже нашлось, что сказать в сторону бизнес-сообщества. Юрий Слуянов (директор телекомпании «РБК-Новосибирск»): «Проблема в том, что СМИ как института нет. Мы вынуждены подстраиваться под те правила игры и те законы, которые существуют». Галина Попова (директор макро-региона Восток ИД «Комсомольская правда»): «Информация, поступающая от бизнеса, не отличается высоким качеством и хорошим уровнем подготовки PR-специалистов. Пресс-релизы разных компаний, как будто написаны «под копирку» или списаны из учебных пособий десятилетней давности». Почти слово в слово высказывание Галины Поповой поддержала Елена Преблагина («ИТАР-ТАСС – Сибирь»). Не уравновесило ситуацию и мнение представителя рекламного рынка в регионе, знающего положение вещей с обеих сторон. Инна Лысенко (управляющий партнер InMar Relations): «Бизнесу надо лучше работать, чтобы СМИ было интересно писать о нем».
И хоть дискуссионные мнения прозвучали, как обмен «любезностями», общим выводом стало понимание необходимости повышения качества образования и работы с кадрами. Сергей Нешумов (начальник департамента информационной политики мэрии Новосибирска): «Кадры решают всё, но других «писателей» у нас пока нет. Хотя региональные СМИ достаточно адекватны, и с ними можно адекватно работать. В своем мастерстве нужно постоянно совершенствоваться, я считаю показательной работу пресс-службы мэрии, которая не только не уступает в профессионализме независимым СМИ, но и является «законодателем моды» в журналистике региона».
Среди причин «бедного» положения региональных СМИ эксперты называли и слабые позиции менеджмента средств массовой информации, слабые позиции рынка СМИ, в целом. Алексей Севостьянов привел цифру: «80 % российских СМИ - государственные». Яков Самохин (председатель правления Новосибирского союза журналистов): «Нужно понимать, что подавляющее большинство из этих 80% - это очень маленькие ресурсы, это «СМИ-мыши», которые не оказывают значительного влияния на отрасль, в целом. Например, районные газетки с небольшим тиражом, которые выполняют, в большей степени, функцию доски объявлений». Так могут ли региональные СМИ быть эффективным бизнесом?
Андрей Плетнев (управляющий партнер ООО «Сакура-Консалтинг»): «Региональные СМИ нужно поддерживать, сами они не выживут». Юрий Слуянов: «К сожалению, у нас нет ассоциации менеджеров рынка СМИ для лоббирования деловых интересов бизнеса информационных услуг». Нелли Власова: «Необходимо учиться искусству продаж. Информация – это товар, ее надо уметь продавать».
Говоря о СМИ как о бизнесе, участники дискуссии не обошли стороной тему трансформации коммуникационных ресурсов, использование возможностей Интернет-пространства. Андрей Соболевский (начальник Центра общественных связей президиума СО РАН): «Народ готов к интернет-сми, как только появляются технические возможности, появляется и аудитория». Елена Медведская (пресс-секретарь Новосибирского государственного Академического театра оперы и балета): «Есть ощущение, что мы стоим на пороге великих перемен, и главное – не упустить перспектив новых коммуникационных возможностей, связанных с распространением информации в Интернете».
Ирина Семенова: «Я убеждена, что мы недооцениваем роли электронных СМИ».
Впечатление по итогам заседания за круглым столом – неоднозначное. С одной стороны, была затронута актуальная проблематика, состоялся открытый диалог (что происходит не так часто) между СМИ и бизнесом с участием представителей власти. Но, с другой стороны, практически никто не смог предложить вариантов решения проблем рынка региональных СМИ, и очень мало прозвучало мнений непосредственно по теме круглого стола. Юлия Сураева, руководитель проектов агентства стратегических коммуникаций «В`ДА»: «От лица организаторов данного мероприятия могу сказать следующее. Наша инициатива поднять тему о местном GR и определить роль СМИ в отношениях бизнеса и власти, в результате, выглядела, как попытка бежать впереди паровоза, а железная дорога, тем временем, еще не построена. Участники регионального рынка признались, что GR у нас нет, а СМИ, судя по всему, своих проблем имеют столько, что на отработку коммуникационных механизмов решения проблем бизнеса или отдельных компаний просто не хватает ресурсов. Так что, тема оказалась преждевременной, но может лучше раньше начать говорить, чтобы в последствие не оказаться «в хвосте» или под ним».
Подготовлено пресс-службой
агентства стратегических коммуникаций «В`ДА»
тел. (383) 246-08-47, e-mail: office@askbda.ru
Сайт: www.askbda.ru