начальник отдела международных экономических отношений
Перспективы развития европейской экономики сейчас определяют три основных фактора:
– обострение кризиса суверенного долга;
- замедление экономической динамики в большинстве европейских стран;
- растущие опасения, что европейские банки могут «утонуть в убытках по европейским облигациям».
Обострение кризиса суверенного долга
К началу августа, после того как доходности по 10-летним итальянским и испанским облигациям превысили 6%-ый уровень, Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) принял решение приступить к интервенциям на долговом рынке Европы. Всего за август 2011 г. ЕЦБ купил облигаций на 42,87 млрд. евро. Итогом стала временная стабилизация ситуации, доходности 10-летних государственных облигаций Италии и Испании к концу месяца упали ниже 5,0% годовых, также снизились доходности суверенных бондов Португалии и Ирландии.
Но, в начале сентября ситуация на рынке долга вновь обострилась после срыва переговоров по предоставлению Греции очередного транша помощи. У инспекции организаций - кредиторов возникли вопросы относительно выполнения Грецией плановых нормативов по предельной величине дефицита государственного бюджета и коэффициента долг/ВВП. Как заявил 7 сентября 2011 г. министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, "Греция ходит по лезвию ножа". По его словам, неудача в деле достижения запланированных показателей госдолга и дефицита бюджета может привести к тому, что властям Греции придется искать средства самостоятельно, поскольку помощи от еврозоны не будет. В итоге, если ранее представитель МВФ заявлял о том, что вопрос предоставления средств Греции будет решен до 5 сентября, то сейчас он отложен до середины месяца.
Обострение ситуации с помощью Греции спровоцировало в сентябре массовые распродажи долговых обязательств стран Европы. Доходности 10-леток Италии и Испании начали расти, вновь превысив 5,0% даже несмотря на то, что ЕЦБ купил облигаций на сумму более 13 млрд. евро. По результатам размещения казначейских векселей Италии со сроками погашения через три месяца и один год 12 сентября 2011 г., доходность по бумагам со сроком погашения один год повысилась до 4,153% против 2,959% на аукционе 10 августа.
Замедление темпов экономик стран еврозоны
Ситуация на европейском долговом рынке в августе стала усугубляться и реально возникшей угрозой рецессии в Европе. Темпы роста ВВП Еврозоны во 2 квартале 2011 года снизились до 1,6% в годовом выражении против 2,5% в 1 кв. 2011 года. В то же время потребительская инфляция в июле зафиксирована на уровне 2,5%, что по-прежнему превышает ориентир ЕЦБ в 2,0%. Тенденции на рынке труда также указывают на замедление темпов роста экономики. Так, в июле уровень безработицы составил 10,0%, увеличившись на 0,1% с начала года.
Розничные продажи в июле снизились на 0,2% в годовом выражении, а производственный индекс PMI в августе упал до 49,0 пунктов по сравнении. с 49,7 пунктов месяц назад. Индекс доверия инвесторов снизился с 17,1 пункта в марте текущего года до – 15,4 в августе и это снижение является самым затяжным с 2008 года.
Ситуация в банковском секторе
Обострение ситуации на европейском долговом рынке вынуждает европейские банки избавляться от «плохих долгов». Так, Deutsche Bank сократил свое присутствие на рынке государственного долга Италии до одной восьмой от уровней 2010 года, пытаясь застраховать себя на случай дефолта. Американские денежные фонды, важный источник краткосрочного финансирования для европейских банков, постепенно уходят с европейского межбанковского рынка.
Регулярно в прессе появляются сигналы относительно вероятных проблем крупнейших европейских банков. 14 сентября появилась информация о снижении агентством Moodis кредитных рейтингов 2-х крупнейших французских банков Societe Generale, Groupe Credit Agricole из-за их перегруженности «плохими кредитами».
В сложившихся условиях европейские банки стремятся поддержать прежде всего собственную ликвидность, что делает межбанковское кредитование все более затруднительным. В итоге, как заявил в интервью голландскому телевидению глава банка ABN AMRO Геррит Залм, «кредитование на срок, превышающий шесть месяцев, также становится весьма проблематичным из-за того, что банки не хотят кредитовать конкурентов с «большими позициями в активах слабых стран», таких, например, как долговые обязательства стран PIIGS». И хотя председатель ЕЦБ Ж.-К.Трише сообщил, что банки смогут получить в ЕЦБ шестимесячный заем в случае ухудшения ситуации, ставки по которому будут привязаны к ставкам рефинансирования на весь срок действия кредитной линии, углубление кризиса в Европе свидетельствует о неэффективности половинчатых решений руководства ЕС по решению долговой проблемы.
В итоге можно констатировать, что риски возникновения рецессии в еврозоне выросли относительно начала года. Уровень безработицы во многих странах еврозоны остается крайне высоким. Ни потребители, ни предприниматели не верят в стабильный экономический рост, расходы потребителей снижаются, затраты капитального характера не увеличиваются. ЕЦБ, другие финансовые органы оказались в сложной ситуации: относительно высокая инфляция не позволяет стимулировать экономику увеличением денежного предложения, а замедляющаяся экономика вынуждает ЕЦБ предпринимать действия именно в этом направлении.
По мнению руководителей международных финансовых организаций (например главы Всемирного банка Р.Зеллика), ряда видных зарубежных экономистов (в их числе советник Б.Обамы Нуриэль Рубини) меры поддержки ликвидности, осуществляемые европейскими властями, являются недостаточными для того, чтобы сдержать распространение долгового кризиса в регионе.
Новая программа помощи Греции и другим странам, помогая слабым странам, бьет по сильным, что вызывает недовольство в Германии и Франции. Оно материализовалось в поражении партии ХДС, во главе которой стоит А. Меркель, на региональных выборах в Германии.
На фоне обострения долговых проблем правительства ряда стран, например ФРГ, приступили к разработке планов экстренной поддержки национальных банковских секторов на случай дефолта Греции, предусматривающие компенсацию потерь от вкладов в гособлигации страны.
Растет вероятность понижения рейтинга одной или нескольких из «основных» европейских стран, вследствие чего рейтинга ААА может лишиться и Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), что приведет к необходимости увеличения вливаний в данную структуру со стороны этих же «основных» стран, таких как Германия и Франция.
В условиях, когда Греция, Португалия, Испания и Италия уже входят в фазу отрицательного экономического роста, а доходность по двухлетним облигациям Греции впервые преодолела символическую отметку 50%, перспективы экономики стран зоны евро будут зависеть от эффективности политических решений европейских лидеров. В складывающейся ситуации лидерам ЕС видимо придется сделать выбор между бюджетной интеграцией и "управляемым банкротством ряда наиболее слабых стран" для того, чтобы противостоять рискам, грозящим их финансовой системе. Все большую поддержку в европейских экономических кругах находит мнение, что «управляемый дефолт Греции» был бы наиболее эффективным решением, что делает его весьма вероятным событием к концу первого квартала 2012 года, когда будет проведена очередная инспекция выполнения страной взятых на себя обязательств. Становится все более ясным, что еврозоне необходим общеевропейский орган, который бы «надзирал» за соблюдением бюджетной дисциплины национальными правительствами.