Россия как страна, входящая в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) и, безусловно, вносящая свой вклад в обеспечение безопасности полётов воздушных судов, в соответствии с международными обязательствами должна предоставлять внутренним и внешним пользователям необходимый объём аэронавигационной информации, отвечающей стандартам и рекомендованной практике ИКАО. В основе этой аэронавигационной информации — геодезические и картографические данные, в том числе имеющие ограничения по использованию. Не удивительно, что в печатных изданиях и Интернете на специализированных авиационных сайтах развернулась довольно бурная дискуссия относительно «избыточной секретности» национальной геодезической и картографической информации и неразрешимости проблемы с её опубликованием в открытых аэронавигационных документах. Работы, проведённые НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК в крупнейших аэропортах страны, снимают эту проблему.
При подготовке геоданных для аэронавигации геодезистам приходится работать на аэродромах и приаэродромных территориях на площадях в радиусе 45 км (по международным стандартам) или 50 (по национальным стандартам). Для столь масштабных территорий не исключена ситуация «попадания» в них геоданных, опубликование которых способно сказаться на нарушении национальной безопасности; в том числе это могут быть данные, касающиеся закрытых территорий или точечных и площадных объектов, полёты над которыми запрещены или координаты которых не должны быть опубликованы в открытой печати. Поэтому вопрос открытости геоданных, до момента их представления в виде аэронавигационной информации, не должен противоречить национальным документам по ограничению геоинформации и стандартным процедурам по её подготовке к опубликованию.
Однако, как показывает опыт, серьёзной и, тем более, неразрешимой проблемы здесь нет. К подготовке геодезической и картографической информации для такой высокотехнологичной отрасли, как авиация, привлекаются геодезические организации, имеющие лицензии Росреестра и ФСБ России «…на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну» и, соответственно, профессиональные службы, оперирующие с закрытой информацией. Что касается порядка работ, то он основывается на действующем законодательстве. Так, в статьях 13-15 Закона Российской Федерации № 5485-1 от 21.07.1993 «О государственной тайне» (в ред. от 18.07.2009 № 80-ФЗ) прописаны процедуры рассекречивания носителей сведений, подготовленных ранее и составляющих на момент их создания гостайну. Для геоинформации, которая создаётся сегодня или будет создана впоследствии для использования в аэронавигационных сборниках, необходимо выполнить процедуры согласования степени ограничения геодезических и картографических данных с Минобороны РФ и Росреестром, что полностью отвечает Указу Президента РФ № 90 от 11.02.2006 «О перечне сведений, отнесённых к государственной тайне» и другим национальным документам.
«К настоящему времени работы по подготовке аэронавигационных данных в соответствии со стандартами и рекомендованной практикой ИКАО проведены нами в 12 аэропортах России, — прокомментировал ситуацию с практическим разрешением проблемы по опубликованию геоинформации в открытых аэронавигационных документах директор НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК Виктор Лобазов. — Ожидается, что до конца текущего года подобные проекты будут реализованы во всех международных и федеральных аэропортах страны, что качественным образом скажется на их привлекательности для отечественных и зарубежных перевозчиков и, конечно же, повышении уровня безопасности полётов воздушных судов».
Источник: http://www.geodinamika.ru/press/press-r/808.html