Суть этих предложений заключается в отказе от электронных торгов при размещении госзаказов в строительной отрасли. Альтернатива при этом только одна – возврат к конкурсам, недостатки которых предполагается устранить за счет реализации дополнительных мер, например, усиления механизма предквалификации участников. В дополнение к ранее обсуждавшейся процедуре предквалификации предлагается ввести оценку финансовой устойчивости строительных организаций. По мнению профессионального сообщества, повышению объективности конкурсов на проектно-изыскательские работы будет способствовать и учет технических решений, предложенных участниками. При оценке уровня квалификации подрядчика необходимо принимать во внимание наличие у него оборудования и техники, предусмотренной проектной документацией, а также уровень профессионализма персонала, сведения о ранее выполненных госзаказах и деловую репутацию компании в целом. Сами строители считают квалификацию настолько значимым критерием, что предлагают придать ей существенный вес в принятии решения: не менее 40-50%. При выборе подрядчика также могут оцениваться и такие показатели, как сроки выполнения работ и объем гарантий, но они не должны иметь решающего значения.
Эффективной мерой по противодействию злоупотреблениям в области госзакупок профессионалы строительства по-прежнему считают борьбу с демпингом, к примеру, уже не раз обсуждавшееся введение порога снижения начальной цены контракта.
Пакет предложений предусматривает повышение информационной открытости процесса размещения госзаказов и процедур выбора исполнителей проектных, изыскательских и строительных работ. Для этого предлагается создание базы «контрактных историй», содержащих информацию о выполненных и выполняемых подрядчиком госконтрактах, включая сведения о допущенных нарушениях. С «контрактной историей» каждой организации можно будет ознакомиться на официальном интернет-сайте. Помимо этого планируется вести реестр недобросовестных поставщиков услуг, также общедоступный.
Оценивая подготовленные предложения в ходе совещания в Минрегионе, министр регионального развития Виктор Басаргин полностью одобрил их и отметил, что создание правовой основы для перехода к Федеральной контрактной системе требует разработки совершенно новой редакции ФЗ-94. Позицию Минрегиона разделяет и Комитет Государственной думы по строительству и земельным отношениям, председатель которого Мартин Шаккум неоднократно подчеркивал в своих выступлениях необходимость максимальной открытости госзакупок, ограничения демпинга, введения дополнительных критериев оценки и выбора подрядчика для реализации госзаказов в строительстве. Минэкономики тоже признало предложенную Минрегионом концепцию разумной, однако против нее выступила Федеральная антимонопольная служба, мотивирующая это тем, что реализация таких мер приведет к росту коррупции и ограничению конкуренции на строительном рынке. Как отметил руководитель этого ведомства Игорь Артемьев на прошедшем 21 июня заседании Координационного совета по госзаказу, организованного при ФАС, закон «О госзакупках» является примером того, как можно сэкономить миллиарды рублей, а для противников существующей системы госзаказов это лишь повод обсудить вопросы плохого качества в строительстве. В то же время ФАС не отрицает наличие проблем в сфере госзакупок в строительной отрасли и готовит собственную версию проекта поправок к ФЗ-94. В частности, эксперты ФАС считают необходимой проработку вопросов, связанных с допуском СРО к генподряду, а также с ответственностью за ошибки, допущенные на этапе проектирования и изыскательских работ.
Обсуждение проекта изменений к закону «О госзакупках» и конкретных механизмов госзакупок в строительстве продолжается, и разногласия между профильными министерствами и ФАС еще не преодолены. Заказчикам пока остается только следить за ходом этой затянувшейся дискуссии.
«Пока рано прогнозировать сроки принятия согласованного решения по реформированию сферы госзакупок, однако промежуточным итогом обсуждения можно считать значительно более углубленную, детальную проработку концепции изменений, которые предлагается внести в законодательство о госзакупках. Мы видим уже не сырой, а вполне готовый к реализации пакет поправок, который за время дискуссии пополнился немалым количеством новых идей. Например, предложенный сейчас формат конкурса проектов может сэкономить время и средства госзаказчиков, позволяя выбрать подрядчика сразу на несколько этапов или вообще на все стадии строительства и эксплуатации объекта, - отмечает Дмитрий Мурзинцев, генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс», представляющей интересы крупных строительных организаций. - Длительность работы по поиску оптимальных вариантов реформирования сферы госзакупок показывает, насколько значимы и принципиальны обсуждаемые проблемы. И, непосредственно участвуя в этой работе, мы уверены, что она будет результативной».