Как и во многих других организациях того времени, компьютерные ресурсы Стэнфорда включали в себя самые разнообразные системы — отдельные островки Ethernet, напоминая суп из огромного числа ингредиентов. Чтобы связать эти разрозненные системы воедино, нужно было создать что-то другое вместо сети Arpanet. И вот группа исследователей из Стэнфорда начала разработку технологии маршрутизации для обмена пакетами PARC Universal Packet (PUP).
Лоухид с коллегами поняли, что интернет-протоколы в скором времени станут общепринятым языком обмена данными, и приспособили технологию под протокол IP. Иными словами, они оценили силу простоты. Их программному обеспечению, впоследствии ставшему операционной системой IOS, не хватало проработанности, зато его можно было быстро адаптировать к нуждам пользователей.
В своей беседе с журналисткой Элизабет Коркоран (Elizabeth Corcoran) Лоухид рассказал, как были сформулированы ключевые принципы Cisco: «помогай заказчику», «положись на IP» и «адаптируйся к новым требованиям», — и как в результате изменился мир. Воспроизводим основные моменты этой беседы, видеозапись которой выложена в YouTube (http://www.youtube.com/watch?v=XxBvlf2YE6Y).
Кем были ваши первые заказчики?
Одним из наших первых коммерческих заказчиков стала компания HP Labs. Они тогда пользовались курьерской службой, чтобы доставлять магнитные ленты с данными из Пало-Альто в Купертино и обратно. И когда мы поставили HP Labs два маршрутизатора, соединив их 65-килобитным каналом, это показалось им просто фантастикой. По существу, мы положили конец взаимодействию машин в стиле курьерской сети.
Что вас побудило начать разработку IOS?
Покинув Стэнфорд, мы задались вопросом, чего же хотят заказчики. А они хотели строить большие масштабируемые сети. Мы предложили наш протокол маршрутизации. У заказчиков были компьютеры, общавшиеся с помощью других протоколов, отличных от IP. Мы разработали программное обеспечение, поддерживающее эти разнообразные языки наряду с IP. Благодаря этому мы смогли объединить в одну сеть компьютеры, использовавшие протоколы DECnet, Apple, Xerox, а также IP.
Были ли случаи, когда ваши специалисты по продажам давали заказчикам трудновыполнимые обещания?
Однажды наш вице-президент по продажам отправился с визитом в деловой район Нью-Йорка. Вернувшись, он сказал: «Эта сеть должна перенастраиваться в считанные секунды». Я посмотрел на него и говорю: сети так не работают. Но на следующее утро я пошел к нему и сказал, что знаю, как заставить сеть работать таким образом. Обычно инженеры всегда поначалу так реагируют, но наиболее башковитые из них потом находят выход из положения.
В чем главные достоинства и недостатки Интернета?
Интернет объединяет людей. Это главное его достоинство. Недостатки?.. Мы очень зависим от Интернета. Отключите Интернет хотя бы на неделю, и люди начнут испытывать страшные неудобства, не говоря уж об экономических проблемах. Мы очень зависим от работы сетей.
Это наш недостаток, а не Интернета. А как насчет самой технологии — она уязвима?
Да, уязвима. Но не следует забывать, что Интернет подвергается атакам сутки напролет на протяжении последних 20 лет. И практически всякий раз, когда кто-то пытается пробить в сети брешь, мы находим способ заделать ее (под «мы» я подразумеваю всю нашу отрасль). Поэтому структурные недостатки сети не вызывают у меня больших опасений. Испытание сети на прочность идет постоянно, и мы знаем, как поддержать ее работоспособность.
Если взглянуть в прошлое, что бы вы сделали иначе?
У меня, как у любого другого инженера, есть длинный список того, что хотелось было сделать иначе. С другой стороны, за счет своей простоты операционная система IOS позволяет инженерам легко расширять ее. Благодаря этому мы могли быстро решать любые задачи. Если бы мы на раннем этапе уделяли больше внимания безопасности системы или разрабатывали ее более тщательно, это могло бы притормозить нас и замедлить темп нашего развития.
Стало быть, Интернет — хороший пример того, что имеет в виду Клэйтон Кристиансен — что серьезные инновации поначалу не выглядят безупречными?
Они и не могут быть безупречными. В них всегда чего-нибудь не хватает.
Чего захотят заказчики в будущем?
Им потребуется бОльшая пропускная способность, причем всюду. Они захотят, чтобы сети работали безотказно и будут ждать этого в самых невероятных местах, например, посреди пустыни Невады. И еще они захотят, чтобы все их файлы стали доступны через сеть. Благодаря росту пропускной способности сети и росту скорости обработки данных вы сможете делать много интересных вещей, используя технологию виртуальной реальности и приспосабливаясь ко всему этому так быстро, как только позволит человеческий разум.
Что самое удивительное в Интернете?
То, что Интернет проник во все сферы нашей жизни. Он повсюду. И уже появилось целое поколение людей, таких как мои дочери, кто всю свою жизнь живет с Интернетом и не может представить свою жизнь без него.
Что изменилось сильнее: сам Интернет или мир благодаря Интернету?
Благодаря Интернету мир изменился больше. Многие сетевые концепции появились достаточно давно, а основные протоколы практически не изменились с 1984 года. Зато то, как люди используют Интернет, — вот, где произошли настоящие изменения.
Что бы вы взяли с собой на необитаемый остров в 1986 году?
Если б тогда у меня были еда и крыша над головой, я бы взял с собой книги.
А если б вы очутились на необитаемом острове сегодня?..
Компьютер с интернет-подключением.
Какое научное предсказание, захватившее ваше воображение в молодости, не сбылось?
Я никогда особенно не задумывался о том, сбудется то или иное предсказание писателей-фантастов или нет. Однако я очень разочарован, что у нас больше нет программы освоения космоса. Когда мне было 11 лет, началось освоение Луны, и это было здорово. Тогда я надеялся, что в последующие годы мы шагнем гораздо, гораздо дальше.
Какое предсказание, казавшееся самым невероятным, сбылось?
То, насколько полезным окажется Интернет.