Обратимся к истории создания пула. Он был образован в ответ на фактор неблагоприятной конъюнктуры мирового перестраховочного рынка, закрывшегося в части принятия террористических рисков в перестрахование после трагических событий 11 сентября 2001 года.
Идея была в том, чтобы помочь, в первую очередь, российским компаниям адекватно отвечать на запросы своих клиентов, предоставляя услугу и внутреннее перестрахование под нее. Это могло бы облегчить бремя государства по выплатам пострадавшим от терактов.
Целью РАТСП являлось не тиражирование услуги и стимулирование продаж риска терроризма, а именно формирование перестраховочной емкости, т.е. чтобы не было необеспеченных договоров страхования. А главная его задача — создание необходимых и надежных условий для полноценных выплат страхователям.
Не должно РАТСП выступать с инициативой брать на себя функцию распределения государственных гарантий, не та задача и не та модель. И нигде в мире подобной практики нет. Какие гарантии должно давать государство пулу, емкость которого на сегодняшний день даже не превышает емкости одной крупной российской страховой компании, к примеру, "Согаза" или "Ингосстраха"?
Даже если государству и нужен оператор для распределения гарантий, то им не может выступать пул как совокупность страховых компаний. Поэтому клянчить и выступать просителем у государства гарантий и средств — тупиковый путь.
В действительности отсутствие реальной емкости и вызывает подобные инициативы руководителя пула, который на самом деле слабо выполняет те функции, ради которых РАТСП создавался. Его явная маломощность при непрофессиональных попытках руководства пула пропиариться — вот и всё, что характеризует его деятельность. Но как только возникнет реальный запрос государства или крупного клиента о надежной и полноценной защите, то, естественно, никаких 100 миллионов действующих мощностей пула не хватит. Только и останется идти с шапкой на поклон к государству.
Владимир Ветров