По его словам, государственные корпорации должны быть проводниками в вопросах стратегической политики государства и серьезных преобразованиях в экономике. «В настоящее время нет метрики для оценки госкорпораций, к ним применяется только финансовая оценка, тогда как адекватное описание их деятельности не возможно в финансовой логике и это составляет один из серьезных рисков», - отметил Алексей Макушкин.
«Обсуждение должно помочь выработать более четкое понимание роли институтов развития в достижении целей государственной политики. Кроме того, требуется взвешенная оценка издержек, косвенных выигрышей и потерь, связанных с их деятельностью», - высказался А. Макушкин.
Олег Алексеев, вице-президент Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» подчеркнул, что важно не только критиковать госкорпорации, но и разработать критерии для оценки их эффективности.
Дмитрий Дмитриев, заместитель начальника службы стратегического развития Государственной корпорации «Ростехнологии» отметил то, что в каждой госкорпорации может присутствовать несколько архетипов компании. Например, в «Ростехнологиях» основной архетип – миссионерский, осуществляется решение государственных задач: поддержка обороноспособности страны. С другой стороны, есть политические задачи: контроль над ресурсами и над компаниями, третий аспект – деловой: зарабатывание денег, правильное хозяйствование, четвертый – инновации, а пятый аспект – бюрократический. В зависимости от того, какой из этих аспектов преобладает в компании, по тому пути развития она и идет.
Павел Булавинов, директор по планированию и координации АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» поделился на круглом столе своим опытом: «Сегодня в реализации проекта применяется методология МОК. Основной целью такой методологии является успешное мероприятие, которое впоследствии должно оказать позитивное влияние на регион, в котором оно проводится. В ходе реализации проекта нами были разработаны 11 стратегических целей в различных сферах, с которыми жестко увязана система управления проектами. Кроме этого, была внедрена система мотивации персонала, которая в случае признания того или иного проекта в рамках подготовки к «Сочи-2014» стратегическим, влияет на оценку эффективности любого сотрудника оргкомитета. Это помогает сориентировать деятельность комитета на достижение стратегических целей мероприятия. В настоящее время существует более 300-х показателей оценки мероприятия в различных сферах, осуществляются их замеры, но мы столкнулись с большой проблемой в реализации проекта - не смогли определить целевые ориентиры нашего мероприятия, что будет с Сочи и Краснодарским краем через несколько лет».
«Госкорпорация «Росатом» завершила период создания стратегии атомной отрасли и переходит к этапу ее реализации, - отметил зам. Генерального директора ГК «Росатом» Петр Щедровицкий, - происходящие в Японии события могут повлиять на последовательность и темпы реализации запланированного, но не отразятся на целевых ориентирах стратегии. Более приоритетными в сложившейся ситуации станут: формирование новой технологической платформы атомной энергетики на основе замыкания ядерно-топливного цикла и управления полным жизненным циклом топлива, а также опережающее развитие комплекса радиационных технологий (для медицины, сельского хозяйства, экологии). Важнейшей задачей реализации нашей стратегии становится подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, способных воплотить задуманное в жизнь».
По итогам начавшейся на круглом столе дискуссии будут сформированы предложения по активизации имеющихся и созданию новых форматов публичной отчетности, общественной экспертизы для оценки вклада институтов развития в решение стратегических задач развития страны.
Дискуссия началась с подготовки Институтом глобализации и социальных движений доклада на тему: «Государственные корпорации как элемент модернизации российской экономики» и продолжится серией мероприятий по обсуждению данной темы.
Справочная информация:
Федеральное государственное учреждение «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» создано в 2005 году. Основные задачи – подготовка для Правительства Российской Федерации рекомендаций и предложений по приоритетным вопросам экономической политики; осуществление экспертизы концепций и программ социально-экономического развития; проведение анализа и краткосрочного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации. www.ac.gov.ru
Институт глобализации и социальных движений (ИГСО) – независимый интеллектуальный центр. Его деятельность направлена на выработку экспертных оценок, проведение исследований и содействие инициативам, нацеленным на демократическое и радикальное социально-экономическое преобразование общества. www.igso.ru
Контакты для СМИ:
Юлия Попова
Tел. +7 (495) 221-74-32
popova@insiders.ru
Евгения Мезенцева
Начальник Управления общественных связей
Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
Тел. +7 (495) 632-97-85
mezentseva@ac.gov.ru