Для регистрации в качестве ИП через сервис сайта nalog.ru заявители могут направлять документы в электронном виде со 2 марта 2011 г. Основное требование для пользователей сервиса — наличие сертификата ключа подписи (СКП). Список организаций, выдающих СКП, приводится на сайте налоговой службы. Стоимость сертификата для указанных целей составляет, как правило, около 2 тыс. рублей.
Документы, необходимые для государственной регистрации, сканируются в заданном формате, а заявление заполняется в виде файла при помощи прилагаемой бесплатной программы. Все файлы заверяются электронной цифровой подписью заявителя и упаковываются в zip-архив. Затем заявитель проходит авторизацию на сайте nalog.ru в соответствующем разделе и отправляет документы через форму на сайте. После отправки документов заявителю в режиме on-line направляется сообщение, содержащее уникальный номер, подтверждающий доставку документов в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных. Документы в электронном виде, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРИП, постановки на учет (снятие с учета) в налоговом органе, решение об отказе в государственной регистрации, направляются заявителю по адресу электронной почты. Документы на бумажном носителе могут быть получены по запросу: лично или по доверенности при непосредственном обращении в ЕЦР, а также по почте.
«Переход на электронную систему регистрации необходим и давно ожидаем, — говорит Антон Стружков, генеральный директор Юридического Центра «Глосса». — Во-первых, он позволяет избежать печально знаменитых «регистрационных» очередей. Во-вторых, ограничивает вольную трактовку законодательства с требованиями дополнительных документов. Список таких документов весьма обширен — это может быть справка о прописке, согласование с ЖЭКом адреса, где будет осуществляться деятельность, даже справка об отсутствии судимостей. Ее часто требуют у предпринимателей, чья деятельность связана со спортом, мотивируя аргументом, что спортивная деятельность может подразумевать работу с детьми. Я рад тому, что государство обратило внимание на проблемы, связанные с государственной регистрацией. О том, какое значение придается этому вопросу, говорит наличие еще одного государственного сервиса для регистрации индивидуальных предпринимателей, размещенного на сайте gosuslugi.ru. Для отправки документов необходим ИНН, номер пенсионного счета и пароль, полученный после регистрации на портале gosuslugi.ru. Электронная цифровая подпись в данном сервисе не требуется».