В заседании круглого стола участвовали представители Минэкономразвития, Минрегиона, Минтранса, Ростехнадзора, ФГУ «Главгосэкспертиза России», депутаты Государственной Думы, руководители саморегулируемых организаций и крупнейших строительных компаний, члены Национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей и другие эксперты отрасли. СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» также принимала участие в заседании.
Вопросы совершенствования правовых механизмов обеспечения безопасности объектов капитального строительства были подняты в связи с внесением в ГД РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Автор проекта, председатель Комитета по строительству и земельным отношениям ГД РФ Мартин Шаккум, пояснил, что предложенные изменения направлены, в первую очередь, на повышение безопасности зданий и сооружений за счет усиления ответственности собственников объектов и эксплуатирующих организаций, в том числе установления крупных компенсаций за причинение вреда здоровью и жизни людей. Кроме того, законопроект призван повысить качество проектной документации путем развития института негосударственной экспертизы и содействовать ликвидации административных барьеров в строительстве.
Законопроектом предусмотрено введение в Градостроительный кодекс РФ понятий «главный инженер проекта» (ГИП) и «главный архитектор проекта» (ГАП). В ходе обсуждения этого положения участники заседания признали, что оно требует доработки. В частности, была отмечена необходимость уточнения обязанностей и ответственности лиц, занимающих эти должности. Пристальное внимание к данному вопросу обусловлено тем, что ГИП и ГАП являются ключевыми фигурами в разработке проектной документации, и от их компетентности и профессионализма во многом зависит безопасность сооружаемых объектов. Однако положение законопроекта о квалификационных аттестатах, которые должны выдаваться ГИПу и ГАПу саморегулируемыми организациями представляется экспертам отрасли излишним. Прозвучало предложение о том, что назначать на эти должности и проводить аттестацию должны не СРО, а работодатели.
Согласно законопроекту, государственная экспертиза сохраняется для уникальных, особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, а также для объектов, финансируемых из государственного бюджета. Основанием для выдачи разрешения на строительство иных объектов будет являться положительное заключение негосударственной экспертизы. Законопроект устанавливает требования к юридическим лицам, осуществляющим негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, и основным из них является наличие не менее 8 специалистов, прошедших аттестацию на право проведение экспертизы. При этом лица, принимавшие участие в проведении экспертизы, будут нести персональную ответственность за ее результаты.
По итогам заседания законопроект в целом был поддержан. Озвученные в ходе круглого стола мнения, замечания и предложения будут учтены при подготовке к очередному чтению законопроекта в Госдуме.
«Проект поправок к Градостроительному кодексу, предложенный Комитетом по строительству и земельным отношениям Госдумы, - это большой шаг вперед на пути совершенствования законодательства в сфере строительства, - считает Дмитрий Мурзинцев, генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс». – Вопросы безопасности зданий и сооружений действительно во многом зависят от того, насколько развита система нормативно-правовых актов, регламентирующих ответственность не только подрядных организаций, но и владельцев объектов и эксплуатирующих компаний. Предложенные меры по развитию негосударственной экспертизы позволит ускорить проведение экспертизы за счет распределения объемов между государственной и негосударственной экспертизой, и как следствие, сокращения сроков ее проведения».