Во время первичного публичного размещения акций (IPO) Mail.ru стоимость Facebook оценивалась в $24 млрд. (исходя из сделки, состоявшейся в июне 2010 г., в ходе которой 0,5% акций социальной сети было продано фонду Elevation Partners). В ноябре 2010 г. компания Accel продала 1,47% принадлежавших ей акций Facebook за $516 млн., в результате чего совокупная рыночная капитализация социальной сети увеличилась до $35 млрд. В январе 2011 г. Facebook привлек примерно $1,5 млрд. средств, при этом стоимость компании оценивалась в $50 млрд.
Тибор Бокор и Александр Венгранович, отраслевые аналитики Банка «ОТКРЫТИЕ»:
«В нашей модели мы оцениваем 100%-ный пакет Facebook в $76,4 млрд., что на 53% выше оценки, рассчитанной на основе последней сделки ($50 млрд.). По нашим прогнозам, в 2015 г. выручка Facebook достигнет $16,8 млрд. Показатель «стоимость компании» (enterprise value) социальной сети в 2015 г. оценивается в $134,7 млрд. Если провести дисконтирование с применением 12%-ной ставки, то по состоянию на конец 2011 г. мы получим цифру в $76,4 млрд.».
Обоснование основных предположений, лежащих в основе оценочной модели Банка «ОТКРЫТИЕ»:
• Мировой рекламный рынок и онлайн реклама в сети Интернет. По нашим оценкам, на долю мирового рынка рекламных услуг по-прежнему будет приходиться в среднем 0,6% мирового ВВП. Доля онлайн-рекламы в рекламных бюджетах в общей сложности увеличится с нынешних 12% до 16% в 2015 г., так как на долю интернета приходится значительная часть свободного времяпрепровождения граждан.
• Аудитория Facebook будет расти быстрее, чем мировая онлайн аудитория. К концу 2010 г. база зарегистрированных пользователей сети Facebook достигла 32% от общего числа интернет пользователей в мире. По нашим оценкам, к 2015 г. этот показатель увеличится до 41%. Таким образом, темпы роста социальной сети
• Facebook превысят динамику роста общемировой базы пользователей сети Интернет.
• Масштабное ускорение процесса генерации прибылей. Согласно нашим расчетам, в 2010 г. сети Facebook удалось захватить лишь 2,7% рекламных бюджетов. Мы рассчитываем стать свидетелями стремительного ускорения процесса генерации рекламных прибылей, причем к 2015 г. доля компании в этом сегменте рынка возрастет до 20%. Это очень амбициозная задача, и пока Facebook не делает ставку на чрезмерную монетизацию. Однако потенциал имеется, и участники рынка уже приготовились учесть его в текущих котировках. По нашим оценкам, показатель рекламного ARPU (средняя выручка от одного пользователя) социальной сети Facebook может достичь $1 в месяц.
• Рост сегмента интернет-услуг высокой добавочной стоимости. Мы оцениваем показатель ARPU для сегмента дополнительных интернет-услуг высокой добавочной стоимости на уровне $2,4 для 2015 г. В качестве индикативного стандарта мы использовали российскую социальную сеть «Одноклассники.ру», у которой аналогичный показатель на данный момент составляет $3 в год.