Помимо дискриминации, по мнению респондентов, путь к новой работе им затрудняет дефицит обратной связи от нанимателей (в совокупности на это указали 71% респондентов) и нежелание применять более гибкую политику найма еще работающих соискателей. Так, согласно опросу, не увольняются во время поиска новой работы 56% специалистов, из них 78% назвали конкретные трудности, которые возникают в связи с наличием обязательств перед другим работодателем. В первую очередь, это невозможность договориться о собеседовании вне рабочего времени (43%), а также требование предоставить контакты с текущего места работы (9%) и опасения, что потенциальный работодатель запросит рекомендации с текущего места работы вопреки их запретам (9%).
Опрос выявил характерную особенность состояния столичного рынка труда: высокую мобильность специалистов. Согласно полученным данным, подавляющее большинство респондентов меняли работу один-два года назад (совокупно в 2009-2010 годах компанию сменили 71% участников опроса) и в настоящее время рассматривают или готовы рассматривать новые предложения. Таким образом, очевидна тенденция формирования нелояльности сотрудников к компаниям-работодателям, когда работники продолжают непрерывно находиться в процессе поиска новой работы. Среди основных причин смены работы, обозначенных респондентами, выделяются "неудовлетворительный уровень оплаты труда" (35%), "невозможность профессионального роста и построения карьеры" (18%), "тяжелая обстановка в коллективе" (12%), "грубое нарушение прав и трудового законодательства" (9%), "несоблюдение договоренностей" (6%).
По мнению Райхан Ахметовой, генерального директора Pride Consulting Group, "кризисные" условия труда (уровень оклада, компенсационный пакет, объем работы, атмосфера в коллективе), которые в 2008-2009 годах воспринимались как способ выживания бизнеса и сохранения рабочего места, совершенно перестали устраивать работников, что и заставляет их активно искать более выгодные предложения.
"В качестве основной причины повышенной мобильности специалистов мне видится отсутствие четких программ формирования лояльности и развитых мотивационных схем, - рассуждает Райхан Ахметова. - К сожалению, приходится констатировать, что работодателям и соискателям довольно сложно найти общий язык. И это вовсе не следствие кризиса, после которого условия диктуют работодатели. Вспомним, что и до кризиса все участники рынка ощущали перевес, только в сторону соискателей. На мой взгляд, избежать системных проблем в сфере трудовых отношений можно при взаимном осознании факта, что условием роста производительности труда, повышения эффективности бизнеса и благосостояния в ближайшем будущем станут налаженные партнерские отношения и учет взаимных интересов".
Познакомиться с полным вариантом исследования можно на сайте рекрутинговой компании Pride Consulting Group (www.pride-cg.com).