Все государственные корпорации можно условно разделить на «инвестфонды» («Роснано», «Внешэкономбанк»), «промышленные госкорпорации» («Ростехнологии», «Росатом») и «дирекции по реализации программ» («Олимпстрой», «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Агентство по страхованию вкладов»). При этом сравнение компаний сразу трех этих категорий между собой некорректно. Авторы остановились на сравнении «промышленных госкорпораций», включив в анализ ряд холдингов, имеющих иную организационно-правовую форму, однако выполняющих сходные государственные задачи и цели.
По мнению авторов исследования, на данном этапе необходимо оценивать не консолидированные финансовые результаты деятельности ГК, а результаты действий менеджмента по разработке и внедрению эффективной стратегии. Именно эти действия позволяют провести успешную реструктуризацию и консолидацию активов, после чего приступить к решению основных задач бизнеса.
Только после создания интегрированной структуры на передний план выходят консолидированные финансово-экономические показатели деятельности корпорации. Соответственно деятельность госкорпораций первой волны – ОАО «СИБУР Холдинг», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и ОАО «Роснефть» – может и должна оцениваться главным образом по финансово-экономическим критериям, закрепленным в долгосрочных стратегических планах корпораций. Именно поэтому авторы обращают внимание на компании, которые находятся в финальной стадии реализации поставленных перед ними задач по реструктуризации.
Так, руководство ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» в будущем приложит максимум усилий к развитию гражданского сегмента и интенсификации продаж как в России, так и за рубежом.
ГК «Ростехнологии», несмотря на очевидные успехи отдельных проектов, так и не презентовала единую стратегию развития бизнеса. Возможно, опубликованная консолидированная отчетность позволит оценить обеспеченность планов корпорации реальными активами.
ГК «Росатом» закончила этап построения стратегии и переходит к реализации задач, в ее деятельности начинает доминировать команда «реализаторов». Можно ожидать персональные изменения в составе топ-менеджмента этой госкорпорации, в частности в стратегическом блоке.
ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» в процессе реструктуризации и разработки стратегии испытывает значительный дефицит топ-менеджеров с опытом работы в оборонной промышленности. В 2011 году компания начинает активное продвижение на рынок. Ожидаемы как новые проекты, так и конфликты при проведении реструктуризации.
Для всех госкорпораций возможен переток менеджеров в дочерние компании и партнерские организации, что связано с намерением Счетной палаты создать реестр зарплат сотрудников ГК. Это решение может привести к существенному снижению эффективности государственных корпораций.
Справочная информация:
Федеральное государственное учреждение «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» создано в 2005 году. Основные задачи – подготовка для Правительства Российской Федерации рекомендаций и предложений по приоритетным вопросам экономической политики; осуществление экспертизы концепций и программ социально-экономического развития; проведение анализа и краткосрочного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации.
www.ac.gov.ru
Институт глобализации и социальных движений (ИГСО) – независимый интеллектуальный центр. Его деятельность направлена на выработку экспертных оценок, проведение исследований и содействие инициативам, нацеленным на демократическое и радикальное социально-экономическое преобразование общества.
www.igso.ru
Контакты для СМИ:
Вильковский Вадим
Руководитель отдела по работе со СМИ
Компания Insiders
e-mail: vilkovskiy@insiders.ru
tel: +7 (495) 221-7432
+7(903) 761-9696
fax: +7 (495) 650-0409
web: www.insiders.ru
Евгения Мезенцева
Начальник Управления общественных связей
Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
Тел. +7 (495) 632-97-85
mezentseva@ac.gov.ru