В разгар большого концертного сезона 2008-2009 гг. эксперты Информационного агентства InterMedia решили подвести его промежуточные итоги, оценив концертную жизнь 2008 года. В целом год оказался вполне благополучным для отечественной музыкальной индустрии, хотя разразившийся экономический кризис, несомненно, наложил свой отпечаток на последние месяцы. Профессионалы шоу-бизнеса единодушны во мнении: спада продаж билетов и значительного уменьшения количества проходящих в стране концертов следует ждать уже в 2009 году. В следующие 2–3 года мы вряд ли увидим такое изобилие концертов российских и зарубежных музыкантов, которое наблюдали в 2007–2008 годах. По прогнозам экспертов, концертный рынок в 2009 году может сократиться на 10-30%. Тем не менее, шоу должно продолжаться, и живые концерты будут востребованы публикой даже в самые неблагополучные времена.
По результатам 2008 года в топе по-прежнему ветераны, год от года собирающие крупнейшие площадки во всех городах России: «Хор Турецкого», Филипп Киркоров, Александр Розенбаум, Юрий Антонов, Григорий Лепс и др. Интересно, что все они представляют совершенно разные музыкальные жанры – от поп-рока до шансона и популярной классики. На 4 концерта «Хора Турецкого» в Кремле билеты были распроданы менее чем за месяц, и в связи с ажиотажным спросом организаторы были вынуждены даже сделать дополнительный – пятый! – концерт в ГЦКЗ «Россия» в Лужниках.
Одним из самых громких событий года стал концерт Земфиры, которая уже давно не появлялась на большой сцене и на протяжении четырех (!) часов держала своей мощной энергетикой переполненный «Олимпийский». Не менее эффектным получился и выход дебютантки – за десять дней до «Земфиры» в «Олимпийском» выступила Максим, и тоже с огромным успехом. Самыми молодыми триумфаторами стали «Ранетки», фанатки которых не оставили в «Лужниках» свободных мест.
Но даже если учитывать продажи билетов на концерты на всех площадках и во всех городах России (например, только возглавляющий рейтинг «Хор Турецкого» дает около 100 концертов в год, и это не считая выступлений на сборных концертах и корпоративных мероприятиях), нашим артистам еще далеко до звезд зарубежной музыкальной сцены.
Так, рекордсменка этого года – Мадонна – за 3 часа продала более 100 тыс. билетов на концерты в Мехико, а всего на весь свой тур – более 1 млн. билетов. В 2000 г. на американский тур «No Strings Attached» группы ‘N Sync за один день был продан 1 млн. билетов. А в 2005 году на концерты мирового тура Робби Уильямса за три дня продаж разошлось более 1,6 млн. билетов.
РЕЙТИНГ САМЫХ ПРОДАВАЕМЫХ РОССИЙСКИХ АРТИСТОВ-2008
1. ХОР ТУРЕЦКОГО (программа «Аллилуйя любви», 4 концерта 28 февраля - 2 марта, ГКД, дополнительный 5-й концерт в ГКЦЗ «Россия» в Лужниках) – около 31 тыс. билетов. Средняя стоимость билетов – 3000 руб.
2. ФИЛИПП КИРКОРОВ (программа «На бис!», 15–30 апреля, Театр Оперетты) – свыше 20 тыс. билетов. Средняя стоимость билетов – 2 500 руб.
3. ЗЕМФИРА (концерт в поддержку нового альбома «Спасибо», 1 апреля, СК «Олимпийский») – свыше 18 тыс. билетов. Средняя стоимость билетов – 1 000 руб.
4. АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ (10 концертов 3-12 октября, МХАТ им. Горького) – свыше 12 тыс. билетов. Средняя стоимость билетов – 2 500 руб.
4. МАКSИМ (концерт 22 марта, СК «Олимпийский») – свыше 12 тыс. билетов. Средняя стоимость билетов – 1 500 руб.
5. «АЛИСА» (юбилейный концерт 30 ноября, СК «Олимпийский») – свыше 11 тыс. билетов. Средняя стоимость билетов – 1 200 руб.
6. «НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС» (юбилейный концерт к 25-летию группы, 17 декабря, СК «Олимпийский») – свыше 10 тыс. билетов. Средняя стоимость билетов – 1 500 руб.
7. ВАЛЕРИЙ МЕЛАДЗЕ (концерт в поддержку альбома «Вопреки», 22 ноября, СК «Олимпийский») – свыше 9 тыс. билетов. Средняя стоимость билетов – 2 000 руб.
8. «РАНЕТКИ» (концерт 1 ноября, ГКЦЗ «Россия» в Лужниках) – свыше 8,5 тыс. билетов. Средняя стоимость билетов – 2 000 руб.
9. ЮРИЙ АНТОНОВ (2 концерта 22 и 23 ноября, ГКД) – свыше 8 тыс. билетов. Средняя стоимость билетов – 2 300 руб.
10. ГРИГОРИЙ ЛЕПС (3 концерта 23-25 апреля, МХАТ им. Горького) – свыше 4 тыс. билетов. Средняя стоимость билетов – 2 500 руб.
Рейтинг по итогам 2008 года составлен информационным агентством InterMedia. Данные для исследования предоставлены билетными агентствами (Parter.ru, Kontramarka.ru, Kassir.ru), площадками и менеджментом артистов.
В рейтинге учитывались только продажи на большие афишные концерты в Москве в рамках одного тура. Не учитывались продажи билетов на клубных площадках и выступления на корпоративных мероприятиях.