Внедрение технологии помогает развивать новую педагогику. Оно не только трансформирует способы взаимодействия между учителями и обучаемыми, но и создает потребность в пересмотре привычных способов организации учебного пространства. Стратегия технологически насыщенного обучения, прежде всего, должна быть основана на модели, требующей ясной постановки задач и эффективной подготовки учеников к реальной жизни и работе в XXI столетии. Необходимо тщательно подготовить и разработать эту стратегию, прежде чем принимать решения о компонентах, которые поддержат указанную модель и обеспечат успех учебного процесса.
На рисунке 1 показана модель обучения, состоящая из взаимозависимых компонентов. В центре этой модели – обучаемые и учителя, а вокруг –следующие компоненты:
• школьные здания и учебная среда определенного типа;
• учебная программа и системы оценки;
• профессиональная подготовка учителей и школьных руководителей;
• информационные и прочие услуги, включая управление школами;
• сетевая инфраструктура;
• технические устройства доступа.
Рисунок 1: модель обучения.
Эти компоненты на равных правах участвуют в школьной реформе и процессе обновления школы. Ни один из них не в состоянии в одиночку раскрыть все свои возможности по повышению качества школьного обучения без взаимодействия с остальными компонентами. Для эффективной работы они должны использоваться вместе как единое целое. Вот что это означает на практике:
• учебная программа должна быть актуальной и современной, а система оценок и контроля должна не только измерять возможности человеческой памяти, но и отражать знания и навыки, необходимые обучаемым в социально-культурном контексте и экономике XXI века;
• профессиональная подготовка учителей в области использования современных методов обучения должна соответствовать требованиям новой образовательной модели; учителя должны умело использовать новые технологии и другие средства для повышения качества учебного процесса;
• в школе должны использоваться стратегии развития лидерства и управления изменениями;
• необходимо внедрять административные процессы, поощряющие эффективность и прозрачность и повышающие производительность труда;
• инфраструктура (помещения, технологии и системы безопасности) должна создавать благоприятную и безопасную атмосферу, повышающую качество обучения;
• архитектура школы не должна напоминать "фабрику знаний", отражающую реалии XIX века; школы должны создавать привлекательную актуальную среду для обучения, поддерживать более высокую гибкость учебного пространства и учитывать все, что на сегодня известно о совместном самостоятельном обучении; школа должна активно сотрудничать с родителями и местным сообществом.
Обучение, основанное на совместной работе
Если мы хотим развивать у обучаемых навыки и умения XXI века, определенные "Альянсом за навыки XXI века" (Alliance for 21st Century Skills, www.p21.org), нам нужно уделять больше внимания совместной работе, которая подразумевает совместную работу равноправных коллег, сосредоточенную на контенте и вокруг него, а также совместную разработку контента.
Сегодня мало кто из учащихся не имеет опыта использования технологий. Каждый из них имеет как минимум мобильный телефон. Исследования показывают, что современная молодежь относится к совместной работе, как к чему-то естественному. Особенности "цифрового поколения" подробно описаны в работах Дона Тэпскотта (Don Tapscott - 1999, 2009), Вима Вина (Wim Veen - 2007) и некоторых других авторов. Молодые люди используют социальные сети для обсуждения всех аспектов своей жизни. Они планируют свой день с помощью мгновенных сообщений и SMS. Есть ученики, для которых технология стала второй натурой, и они не ожидают от школы никаких технологических ограничений. Они предполагают, что технология должна быть доступна повсюду и что они смогут и дома, и в классе пользоваться любыми технологическими средствами, способными помочь им в учебе.
Мы давно признали, что совместная работа оказывает большое влияние на совершенствование обучения. При этом технология оказывается наиболее эффективной, когда она используется не только для доступа к информационным ресурсам. Совместная работа в учебном процессе может принимать множество разных форм, повышающих мотивацию обучаемых и создающих реалистичную учебную среду. Ученики могут сотрудничать в рамках определенного проекта или задания. Они могут поддерживать друг друга в процессе обучения и даже помогать учителю преподавать свой предмет. Для совместной работы можно приглашать специалиста из музея, картинной галереи, больницы или коммерческой организации, чтобы он вел урок вместе с учителем. Такое взаимодействие заменит старую методику постановки перед учениками "реальных задач" (которые на деле представляются "реальными" далеко не каждому). Вместо этого мы создаем живую учебную среду, в которой каждый ученик решает актуальные задачи личного, культурного, социального и экологического характера.
С появлением Интернета совместная работа стала возможной не только в одной физической точке. Ее можно вести в "виртуальной среде" с помощью видеоконференций в виртуальных аудиториях. Эти технологии должны стать
доступны для всего класса или для малых групп. При этом учителям нужно подумать над тем, как наиболее эффективно использовать учебную среду и каким образом приглашать в нее удаленных специалистов и обучаемых в тех или иных сценариях. К примеру, музейный работник может показать всему классу кости динозавров, а затем провести с учениками видеоконференцию или сеанс Telepresence. В другом сценарии два ученика могут обсуждать между собой особенности жизни в той или иной стране. В третьем сценарии профессор университета может поговорить с наиболее продвинутыми учениками о проблемах квантовой физики и показать ее основные принципы совместно работающей группе обучаемых, подключив к этой конференции ученика, лежащего дома со сломанной ногой.
Место технологии
Многие школы используют технологию лишь на периферии учебного процесса либо хоронят ее в глубинах компьютерных лабораторий, но ни один разумный учитель не сдаст все книги в библиотеку лишь затем, чтобы раз в неделю водить туда учеников. Почему бы не применить к технологиям такой же подход, как к книгам? Сегодня, когда мы окружены беспроводными точками доступа, сверхмобильными устройствами, электронными книгами и потоковым видео, ученики могут получать информацию в самых разных форматах, и доступ к этой информации должен быть постоянным, непрерывным и повсеместным в любой момент времени. В расположенной в Мельбурне (Австралия) начальной школе Silverton ученики в возрасте от пяти лет и старше имеют доступ ко множеству устройств: цифровым фото- и видеокамерам, цифровым микроскопам, мобильным и настольным компьютерам, устройствам i-Pod и i-Pad, MP3-плейерам, установленным на удобной детям высоте интерактивным доскам, датчикам, сканерам, а также к школьной телестудии и радиостанции. Все эти технологии используются беспрепятственно вместе с другими нетехническими средствами, причем пользователь самостоятельно выбирает средства для своего обучения и сам решает, что и когда применять. Задача учителей состоит в том, чтобы организовать учебный процесс и поставить перед учениками задачи, решение которых требует изучения учебной программы.
Роль учителя
Роль учителя меняется. Он становится не источником знаний, а организатором учебного процесса. Прошли те времена, когда вся информация, которую изучали ученики, находилась в голове учителя и лишь изредка добывалась из телевизионной или радиопрограммы, а также из библиотеки. В Интернете доступна информация разных форматов и разного качества, и роль преподавателя теперь состоит в том, чтобы помочь ученикам "переварить" найденную информацию и вести поиск в доступных источниках. Учитель должен задавать вопросы, помогающие ученикам воспринимать новую информацию и превращащие ее в полезные, прочно усвоенные знания. В новой среде обучения ученики советуются не только с учителем, но и друг с другом, а также с экспертами, находящимися за пределами класса. Учитель же в случае необходимости помогает учащимся, наблюдая за процессом и направляя его.
В новой школе ученикам не надо сидеть ровными рядами лицом к учителю. Каждый ученик (и это правило уже реализовано в школе Silverton) должен иметь достаточно места для свободного перемещения по классу и взаимодействия с другими учениками и различными технологическими устройствами. Эти устройства должны быть постоянно готовы к работе и повсеместно доступны. Они должны отвечать разным учебным требованиям, варьирующимся в зависимости от выполняемой задачи. Это значит, что технология по возможности должна быть мобильной и не привязанной к одному месту.
Выводы
Если вы хотите сделать технологию катализатором обучения, она не должна существовать в изоляции. Прочие факторы: учебное пространство, учебная программа, система оценок и профессиональный рост учителя, - тоже имеют большое значение для грамотного внедрения технологии. Предусматривать это внедрение необходимо на самых ранних этапах проектирования учебного пространства.
При проектировании учебного пространства могут возникнуть следующие вопросы, связанные с внедрением технологических решений:
1. Каким образом ученики будут взаимодействовать с разными технологиями, установленными в школе и в классе?
2. Будут ли ученики всегда сидеть за партами при использовании КПК и мобильных компьютеров, или им можно будет сидеть в удобных креслах, на ступеньках и на полу?
3. Хватит ли ученику места для размещения технологических и нетехнологических учебных материалов на своей парте или столе?
4. Удобна ли мебель для совместной работы с одним настольным или плоским экраном?
5. Имеет ли школа средства совместной работы (интерактивные цифровые доски, видеоэкраны, подключаемые к ноутбукам жидкокристаллические дисплеи)? Смогут ли ученики вместе работать за одним компьютерным экраном? Если да, правильно ли эти экраны расположены? Удобно ли будет с ними работать всему классу или небольшим группам?
6. Нужны ли школе подвижные стены, позволяющие проводить видеоконференции и виртуальные занятия с небольшими группами, не мешая остальным ученикам?
7. Достаточно ли в классах электрических розеток для зарядки всех имеющихся у учеников пользовательских устройств?
Библиография
Tapscott, D. (1999) Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. New York, McGraw Hill.
Tapscott, D. (2009) Grown up digital: How the net generation is changing your world. New York, McGraw Hill.
Veen, W & Vrakking, B. (2007) Homo Zappiens: Growing up in a digital age, London: Continuum.