Оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге за период с января по август 2010 года составил 448,4 млрд рублей, что на 5,7% больше, чем за аналогичный период 2009-го.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес оборота торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, в августе 2010 года составил 42% ,а непродовольственными товарами — 58%.
Структура формирования оборота розничной торговли в июле 2010 года характеризуется следующими данными. Доля коммерческих предприятий, не относящихся к объектам малого и среднего предпринимательства, составляет 78%, доля субъектов среднего предпринимательства — 3%, малого — 14%, доля индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, — 2% и доля продаж товаров на розничных рынках и ярмарках — 3%.
Политика правительства Санкт-Петербурга в области потребительского рынка, реализуемая сегодня, направлена на обеспечение населения качественными товарами и услугами в соответствии с нормативами стандартов проживания. Согласно программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы, стандарты проживания включают в себя показатели обеспеченности населения торговыми площадями. В расчете на 1000 жителей обеспеченность торговыми площадями в городе сегодня достигла 975 кв. м, что выше целевого значения на 2010 год на 4,1% (значение на 2010 год «на отметке» 937 кв. м). Кстати, уже в 2008 году обеспеченность населения торговыми площадями достигала 920 кв. м на 1000 человек. Т.е. кризис не помешал достичь установленных ориентиров и даже превысить их. Также замечу, что по обеспеченности населения торговыми площадями наш город занимает лидирующее положение в стране.
В Санкт-Петербурге более 6500 магазинов в формате «у дома» (расположенных во всех районах города, как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях) обеспечивают доступность услуг розничной торговли по реализации товаров повседневного спроса. В 2006 году с целью обеспечения выполнения нормативов стандартов проживания в Санкт-Петербурге принято постановление правительства «О размещении магазинов пешеходной доступности на отдельных территориях Санкт-Петербурга». Вновь создаваемые магазины «у дома» размещаются на территориях, утвержденных Постановлением правительства города, то есть там, где ощущается острая нехватка торговых точек, предлагающих товары повседневного спроса. За 4 года открыт 40 магазин пешеходной доступности. До конца текущего года планируется открытие еще порядка 20.
Говоря о предприятиях розничной торговли, следует напомнить, что в городе развивается сеть точек по торговле хлебными и молочными продуктами от производителей со специально оборудованных механических транспортных средств (МТС). Сегодня КЭРППиТ определено порядка 150 мест для размещения таких автолавок.
В комплекс городских мероприятий, нацеленных на решение вопросов качества товаров и услуг, также входят профессиональные конкурсы, в том числе «Золотой Гермес», «Сделано в Санкт-Петербурге», «Лучший по профессии в сфере потребительского рынка». А недавно учрежден новый знак «Поставщик Санкт-Петербурга», который является поощрением организаций-поставщиков и -производителей, осуществляющих свою деятельность в Северной столице.
По материалам IV-го ритейл-форума RBCC
По данным Петростата, за период с января по август 2010 года индекс потребительских цен в Санкт-Петербурге составил 105,6% (в январе—августе 2009 года — 107,8%), в Ленинградской области — 106,6% (109,3%). По России индекс потребительских цен составил 105,4% (108,1%), в Москве — 105,8% (108,7%). Темпы роста цен на продовольственные товары в городе составили 107,2%, в области — 106,1%, на непродовольственные товары, соответственно, 103,2 и 104,7, на платные услуги населению — 106,3% и 110,2%.
В январе—августе 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот розничной торговли увеличился в городе на 5,7%, в области — на 11,8%. Оборот общественного питания в городе снизился на 0,8%, в области — на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Оборот оптовой торговли за 8 месяцев 2010-го в городе увеличился на 3,2%, в области снизился на 5,1% по сравнению с январем—августом 2009 года.
Динамика оборота розничной торговли
2008 2009 2010
январь 41367 51975 53032
февраль 45384 50020 51201
март 48062 54321 56552
I квартал 134813 156316 160785
апрель 47229 48992 56981
май 48416 48992 58545
июнь 47348 48977 57221
I полугодие 277806 303277 333532
июль 49546 49024 57056
август 48961 48496 57824
сентябрь 50902 48454
9 месяцев 427215 449251
октябрь 50983 49802
ноябрь 49817 50272
декабрь 57700 65435
год в целом 585715 614760
Источник: Петростат
Динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами (включая напитки) и табачными изделиями, а также непродовольственными товарами
Пищевые продукты Непродовольственные товары
млн руб. в % к соот. периоду пред. года млн руб. в % к соот. периоду пред. года
2009
август 21133 100,0 27363 82,8
сентябрь 20708 97,5 27746 80,3
9 месяцев 194225 100,6 255026 88,6
октябрь 22049 101,1 27753 84,0
ноябрь 21618 101,2 28654 85,1
декабрь 30721 118,5 34714 91,5
год в целом 268613 102,4 346147 88,2
2010
январь 24188 110,0 28844 84,7
февраль 22641 106,0 28560 89,7
март 25074 102,1 31478 96,4
I квартал 71903 105,8 88882 90,3
апрель 24645 104,5 32336 115,8
май 25841 108,0 32704 117,9
июнь 24368 103,3 32853 116,7
I полугодие 146757 105,6 186775 102,5
июль 24663 108,3 32393 112,9
август 24296 107,5 33528 116,5
Оборот розничной торговли и оборот общественного питания в 2009 году
Млрд. рублей В % к 2008
Оборот розничной торговли 614,8 94,6
оборот торгующих организаций 587,6 95,1
продажа товаров на
вещевых, смешанных и
продовольственных рынках 27,2 86,4
Оборот общественного питания 39,5 84,1
Источник: Петростат
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор" - Torg.spb.ru