«Общее образование для всех и для каждого» - главный девиз национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», - начала свое выступление зав.кафедрой психологии НИРО Е.Г. Еделева. - Ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций, готовности человека к переобучению.
«В инициативе говорится, что для ее реализации требуются педагоги, как «глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы». Все это требует усилий не только в особом обучении и повышении квалификации специалистов, но и в новом содержании психологического просвещения в рамках самого образовательного учреждения» - отметила Е.Г. Еделева.
Далее зав.кафедрой психологии НИРО рассказала участникам конференции о ключевых направлениях развития общего образования в рамках инициативы «Наша новая школа» и роли Нижегородской психологической службы в их реализации.
1.Переход на новые образовательные стандарты
От психологической службы требуется учитывать специфику возрастного развития школьников и их индивидуальные особенности, в соответствии с изменением стандартов.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а это предусматривает, прежде всего применение современных и адекватных методов психодиагностики, которыми должны владеть специалисты, родители, учителя (последние должны знать признаки, уметь отличать академическую одаренность от других видов).
Психологам совместно с другими специалистами необходимо разработать систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных детей школьного возраста в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Особым видом деятельности педагога — психолога, должна стать система психолого-педагогического сопровождения олимпиадного движения. В ОУ необходимо разработать систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого, в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
На кафедре психологии ГОУ ДПО НИРО подготовлен модуль по сопровождению одаренных детей.
3.Развитие потенциала педагогов (в том числе и психологов)
Данное направление требует постоянного повышения квалификации специалистов, участие их в конкурсах профессионального мастерства «Педагог - психолог России». Традиционными становятся Мастер-классы победителей и призеров регионального этапа конкурса.
Образовательные программы переподготовки и повышения квалификации в ГОУ ДПО НИРО строятся по модульному принципу, разрабатываются в зависимости от интересов педагогов, педагогов - психологов и потребностей образовательных учреждений.
Возрастает роль в психолого-педагогической подготовке всех специалистов системы образования.
Стимулом качественного труда должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров. В связи с этим с 2011 года принципиально обновляются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей и педагогов психологов, включающие профессиональные компетентности, разрабатывается принципиально новая модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования, предполагающую обязательное периодическое подтверждение уровня квалификации.
4. Изменение школьной инфраструктуры
Предусматривает психолого-педагогическое сопровождение деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями; а также сопровождение учета специфики организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
Разработка и реализация профилактических программ, конкурсов, организация внеурочных профилактических мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни.
Задачей психолога является формирование положительного отношения детей и педагогов к своему здоровью и образу жизни, пробуждение у детей желания заботиться о своем здоровье.
Психологи должны применять новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
«Решение этих задач и работа в данных направлениях в рамках инициативы «Наша новая школа» помогут педагогам - психологам доказать необходимость и востребованность их в системе образования» - закончила свое выступление зав.кафедрой психологии НИРО Е.Г. Еделева.
Кроме обсуждения психологической службы Нижегородской области в рамках реализации инициативы «Наша новая школа на 2011 год», участники конференции познакомились с технологией психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в поликультурной образовательной среде «Школа толерантного воспитания» и услышали доклад о проектном методе в работе педагога-психолога в рамках инновационной деятельности школы. А после пленарного заседания педагоги, собравшиеся в этот день в Нижегородском институте развития образования, приняли участие в Мастер-классах победителя и призеров регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России – 2010».