Быстрый рост, наблюдавшийся до кризиса в глобальной автомобильной промышленности, до недавнего времени объясняли ситуацией на рынке Китая. Однако даже исключив показатели Китая из общемировой статистики сборки автомобилей в период с января по май 2010 года, специалисты PwC все равно приходят к весьма впечатляющей цифре роста по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – на 44,8%.
Мировые продажи в указанный период выросли на 21,1% по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. Вместе с тем с точки зрения продаж автомобилей результаты, достигнутые Китаем, оказывают очень серьезное влияние на мировые показатели отрасли. Исключение «китайской составляющей» из расчета роста продаж приводит к снижению этого показателя с 21,1% до 12,0%.
Калум МакРей, аналитик Института PricewaterhouseCoopers по проблемам автомобильной промышленности, отметил:
«Остаточное воздействие экономического кризиса на автомобильную отрасль привело к изменению традиционного соотношения между сборкой легковых автомобилей и их продажами. Восстановление автомобильной промышленности происходит в различных формах на развитых и развивающихся рынках. В этой связи предпринимаемые в разных регионах антикризисные меры приводят к значительному колебанию показателей объемов сборки и продаж, что не позволяет четко проследить динамику развития рынков».
Общемировые перспективы
Развитые рынки в настоящее время готовятся к наступлению периода замедления роста объемов сборки и продаж. Данная тенденция обусловлена постепенным сворачиванием программ государственной поддержки. Напротив, в странах с быстроразвивающимися рынками в 2010 году сохраняется темп развития рынка. Такая ситуация наблюдается, например, в Китае, где в 2009 году отмечался как органический рост отрасли, так и рост в результате антикризисной поддержки. Однако в контексте прогнозов о замедлении роста на мировом автомобильном рынке, а также в связи со сворачиванием государственных программ даже Китай может испытать на себе ухудшение рыночной конъюнктуры в 3-м квартале текущего года.
Европейский Союз
В странах Евросоюза по-прежнему сохраняется неопределенность. Ужесточение налогового режима в связи с необходимостью уменьшения государственного долга во многих странах, может неблагоприятно повлиять на потребительский спрос во втором полугодии 2010 года. Меры строгой экономии, в том числе сокращение государственных затрат в сочетании с увольнениями сотрудников предприятий и/или сокращением или замораживанием заработной платы, могут не только нанести удар по спросу на новые автомобили в единичном секторе экономики, но и, вполне возможно, отрицательно скажутся на потребительской уверенности во всех отраслях. Данная тенденция, в свою очередь, создаст дополнительный риск снижения спроса на новые машины. Согласно прогнозу PwC Autofacts относительно сборки автомобилей, продажи новых машин в странах Евросоюза снизятся на 7,8% до уровня 13,3 млн единиц в 2010 году.
Несмотря на слабый потребительский спрос, PwC Autofacts прогнозирует рост объема сборки легковых автомобилей в 2010 году до 15,2 млн единиц, т.е. на 2,8% по сравнению с предыдущим годом. Одну из основных причин роста специалисты видят в том, что в 2009 году уровень производства был ниже уровня спроса из-за попыток производителей сократить товарные запасы в начале года. Кроме того, в текущем году наблюдается значительный рост экспорта автомобилей, чему способствует ослабление евро, продолжающееся укрепление китайского рынка и оживление деловой активности на многих других экспортных рынках. Росту чистого объёма торговли будет также способствовать набирающий силу процесс локализации сборки автомобилей марок Hyundai и Kia.
Восточная Европа
Основным фактором, определяющим объемы сборки автомобилей в Восточной Европе, является внутренний спрос, при этом определенную роль играют также программы экспорта автомобилей, преимущественно в страны Евросоюза.
Одним из важных компонентов оценки перспектив автомобильной отрасли в Восточной Европе является ситуация в России, где автосборка, как и в других странах СНГ, в большей степени зависит от внутреннего спроса. Что касается России, то долгосрочная перспектива развития автосборочного производства определяется продолжающимся процессом локализации производственных мощностей ведущих мировых автомобилестроителей. В краткосрочной перспективе программа утилизации старых автомобилей, осуществляемая российским правительством (объем которой был недавно увеличен с 200 000 до 400 000 единиц), станет основным стимулом для развития местного рынка, который тяжело пострадал от экономического кризиса в 2009 году.
Наталия Щербакова, партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России:
“Хотя в последнее время автомобильные компании стали говорить об отставании производства и импорта от потребностей рынка, пока еще слишком рано утверждать, что российский рынок демонстрирует явные признаки восстановления. Рост продаж и производства традиционных российских брендов был вызван в первую очередь программой утилизации. Увеличение сегмента иностранных брендов, произведенных в России, происходит во многом за счет сокращения импорта. На рынке есть позитивные тенденции, но их пока еще нельзя считать доказательствами коренных изменений.
Программы утилизации автомобилей и субсидирования процентных ставок в целом проходят успешно. Теперь вопрос заключается в том, следует ли закрыть эти программы, как мы это видели на мировых рынках, или же их нужно продолжать и дополнительно модифицировать, с тем чтобы они имели не только краткосрочный, но и долгосрочный стратегический эффект на развитие отрасли”.
Украинский рынок, который до кризиса демонстрировал рекордные темпы роста, испытывает серьезные трудности в связи с падением уровня спроса и ухудшением экономических показателей. В некоторых странах СНГ, например Казахстан и Узбекистан, отмечается стабильный рост, связанный с локализацией производственных мощностей зарубежных деловых партнеров.
Примечания для редактора:
1. За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к Анне Когосовой по телефону: +7 (495) 967 61 72, моб.: 8 903 961 26 83, e-mail: anna.kogossova@ru.pwc.com.
2. Данные Института PricewaterhouseCoopers (PwC) по проблемам автомобильной промышленности (PricewaterhouseCoopers Automotive Institute) относятся к 13 странам, лидирующим в области производства автомобилей: Китай, Япония, США, Германия, Южная Корея, Бразилия, Индия, Испания, Канада, Мексика, Соединенное Королевство, Чешская Республика и Россия.
3. О PricewaterhouseCoopers:
PricewaterhouseCoopers (www.pwc.com) предоставляет аудиторские услуги, услуги в области бизнес-консультирования, налогообложения и права компаниям разных отраслей. Наши услуги направлены на увеличение стоимости бизнеса клиентов, а также его ценности для общества в целом. Более 163 000 сотрудников в 151 стране мира используют свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса.
Названия «PricewaterhouseCoopers» и «PwC» относятся к сети фирм в составе PricewaterhouseCoopers International Limited (PwCIL). Каждая фирма сети представляет собой отдельное и самостоятельное юридическое лицо, которое не является агентом PwCIL или любой другой фирмы сети. PwCIL не оказывает услуги клиентам. PwCIL не несет ответственности за действия или бездействие любой фирмы сети, не может контролировать, как фирмы применяют профессиональные суждения, и не может никоим образом связать их каким-либо обязательством. Ни одна из фирм сети не несет ответственности за действия или бездействие любой другой фирмы сети, она не может контролировать, как другая фирма применяет профессиональные суждения и не может никоим образом связать другую фирму сети или PwCIL каким-либо обязательством. В России PwCIL представлена в том числе ЗАО “ПрайсвотерхаусКуперс Аудит”, компанией “ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.” и компанией “ПрайсвотерхаусКуперс Коммонуэлф оф Индепендент Стейтс (СИС) Ло Оффисиз Б.В.”.