В эту пятницу Замоскворецкий суд Москвы рассмотрит жалобы потерпевших по делу «Трансвааль парка» на амнистирование архитектора Нодара Канчели и прекращение дела в отношении второго обвиняемого – главы Мосгосэкспертизы Анатолия Воронина. О причинах разрушения зданий, а также о реальном состоянии жилого фонда в России рассказал «НГ» директор по технической диагностике группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Калухин.
– Александр Владимирович, по вашему мнению, кто несет большую ответственность за обрушение таких зданий, как «Трансвааль парк» или Басманный рынок?
– В порядке убывания вины: чаще всего виноваты те, кто эти здания эксплуатирует. Коррозия и чувствительность к температуре – это основные проблемы несущих металлических конструкций. Их можно избежать, если собственник четко выполняет правила эксплуатации. Второе – строители, которые часто грешат тем, что допускают ошибки при сварке тех самых металлоконструкций. Третье – невысокое качество проектирования.
– В трагедиях «Трансвааль парка» и Басманного рынка есть что-то общее кроме имени архитектора Нодара Канчели?
– Скажу по-военному, один случай – это случайность, два – система. Хотя совершенно очевидно, что если Басманный рынок не раз перестраивали за время эксплуатации без проектных решений, то виновата администрация рынка, которая закрывала глаза на это грубейшее нарушение закона.
– Необходимо ли ужесточение надзора за строительством сегодня?
– У нас и так достаточно жесткий контроль за строительством. Следует говорить об ужесточении ответственности за невыполнение этих требований.
– Недавний случай с обрушением стены в школе поселка Беляевка напомнил о необходимости постоянного мониторинга технического состояния зданий. Кто этим занимается?
– Наше законодательство предписывает органам Ростехнадзора следить за техническим состоянием зданий и сооружений только на опасных производственных объектах. За остальными зданиями никто не следит. В этом главная проблема. У нас не существует закона, регламентирующего, кто, когда и где должен осуществлять контроль за техническим состоянием зданий. В Жилищном кодексе прописано, что это должен делать собственник. А если здание муниципальное (читай – ничье), то за его состоянием никто не следит. В случае со школой получилось именно так. Сейчас появляется класс собственников, которые по своей инициативе проводят диагностику. Но это капля в море.
– Сегодняшний кризис неминуемо добавит проблем большинству застройщиков и толкнет их на снижение издержек. Не приведет ли такая экономия к технологическим и иным нарушениям?
– Нет, кризис здесь не сыграет особой роли. Добросовестные застройщики не будут начинать строить новые объекты, а закончат старые. А вот недобросовестные, как в случае кризиса, так и без него, будут экономить деньги на качестве.
– На ваш взгляд, какие проблемы сегодня наиболее актуальны для крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург?
– Главная проблема – ни у кого нет точных данных о реальном состоянии жилого фонда. Обычно мониторинг или техническую диагностику у нас проводят, когда уже появляются трещины. А многих проблем и затрат можно было бы избежать, если проводить диагностику, например, каждые 10 лет. Еще одна проблема всех российских городов – это хрущевки, срок эксплуатации которых давно истек, а светлое будущее так и не наступило. Мы всерьез опасались, что хрущевки начнут складываться как карточные домики. Слава богу – стоят. Но это не говорит о том, что их состояние не нужно контролировать. Нужно постепенно инвентаризировать все здания и сооружения в городах: это даст точное представление о том, куда в первую очередь вкладывать деньги, и, может быть, спасет сотни жизней. Начинать надо с малого, например с общественных зданий, которые посещают большое количество людей: те же бассейны, школы, ледовые дворцы.
Обрушения общественных зданий за последние четыре года
14 февраля 2004 года, Москва. Обрушение купола аквапарка «Трансвааль парк». Погибли 28 человек. Причина: проектировщики не учли нагрузки, связанные с нестандартной формой крыши аквапарка.
4 декабря 2005 года, Чусовской, Пермская область. Обрушение крыши бассейна «Дельфин». Погибли 14 человек. Причина: коррозия металла верхних балок. Собственники не выполняли предписания по ремонту здания.
23 февраля 2006 года, Москва. Обрушение крыши Басманного рынка. Погибли 66 человек. Основная версия: грубые нарушения правил эксплуатации здания. Расследование продолжается.
17 апреля 2007 года, Челябинск. Обрушение кровли ледового дворца «Трактор». По предварительной версии, на неотремонтированной части крыши складировались строительные материалы.
1 октября 2008 года, поселок Беляевка, Оренбургская область. Обрушение стены в здании местной школы. Погибли пять учениц. Причины устанавливаются.