экономическому Форуму - 2010 экспертами Российской экономической школы (РЭШ)
и фирмы PricewaterhouseCoopers (PwC) в сотрудничестве с Российской венчурной
компанией (РВК) и корпорацией РОСНАНО. Цель исследования - оценить уровень
инновационной активности крупного бизнеса, выявить ключевые факторы
инновационных процессов в компаниях, определить барьеры на пути этих
процессов внутри компаний и на рынке, определить наиболее важные с точки
зрения крупного бизнеса меры по государственному стимулированию этих
процессов.
Результаты исследования показали, что на российском рынке наибольшую
инновационную активность демонстрируют крупнейшие компании. По мнению
представителей крупного бизнеса, первоочередными государственными мерами по
стимулированию инновационной активности должны стать повышение качества
высшего образования, увеличение государственного финансирования НИОКР,
налоговые стимулы для инноваций и усовершенствование законодательства.
Петер Герендаши, управляющий партнер PricewaterhouseCoopers в России,
комментирует:
.
Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы, отмечает:
.
Игорь Агамирзян, генеральный директор ОАО ,
говорит:
.
Алексей Ган, Директор департамента инновационной политики РОСНАНО, считает:
.
Опрос, проведенный среди представителей 100 компаний с годовым оборотом от
100 млн долларов и выше, представляющих практически все отрасли российской
экономики, показал, что значительная их часть ведет активную инновационную
деятельность. 39% респондентов заявили, что их компании в течение двух
последних лет приступили к производству новых продуктов. Вдвое чаще
инновации связаны с внедрением инновационных технологий и бизнес-процессов
(73% и 66% респондентов соответственно). При этом компании в два раза чаще
адаптируют уже существующие инновационные продукты, технологии и
бизнес-процессы, чем внедряют новые для мирового рынка. Таким образом,
адаптация уже существующих инновационных продуктов, технологий и процессов
(модернизация) составляет заметный сегмент инновационной активности компаний
в России.
Важно отметить, что почти 80% новых продуктов и технологий разрабатываются
внутри внедривших их компаний. Лишь около 20% компаний обращались для этого
к внешним подрядчикам в России. Считанные компании использовали зарубежных
подрядчиков.
Наиболее распространенный способ финансирования разработки новых продуктов
(87%) - использование собственных средств. Каждая пятая компания привлекала
средства РВК и РОСНАНО, и каждая десятая - иностранные инвестиции.
Соответственно, большинство инноваций разрабатывается внутри самих компаний,
практически без привлечения интеллектуальных и финансовых ресурсов извне.
В 2010 году компании планируют нарастить инвестиции в НИОКР: почти 70%
компаний собираются потратить от 3% до 10% оборота на эти цели, и лишь 10%
опрошенных - менее 3% оборота.
Главным стимулом для запуска новых продуктов является стремление обогнать
конкурентов, а для внедрения новых технологий - необходимость снижения
издержек. По мнению трети опрошенных, по уровню инновационной активности они
своих прямых конкурентов в России; еще
50% полагают, что находятся с конкурентами на одном уровне.
Треть компаний, внедрявших инновационные продукты в 2008-2010 гг., считают,
что один или несколько их продуктов были инновационными в глобальном
масштабе, то есть компания респондента начала их производство первой в мире.
О запуске глобально инновационных технологий заявили 23% опрошенных и
глобально инновационных бизнес-процессов - 27% респондентов.
С другой стороны, значительная доля респондентов готовы признать, что
внедренные ими продукты, технологии и бизнес-процессы были новыми только для
их компаний (26%, 27% и 35% от всего числа компаний, внедрявших инновации
соответствующего типа).
В 2008-2010 гг. вероятность внедрения новых продуктов в частных компаниях
была выше, чем в компаниях с государственным участием и в полностью
государственных компаниях. Это можно объяснить различиями в размере и
отраслевой принадлежности государственных и частных компаний в выборке
исследования. Но даже с учетом этих факторов, частные компании внедряют
новые продукты чаще, чем государственные.
Международные компании, работающие в России, активнее ведут инновационную
деятельность, чем российские. Доля компаний, вводивших новые продукты, в два
раза выше среди международных компаний, чем среди российских. Доля компаний,
внедрявших новые технологии и бизнес-процессы, примерно в полтора раза выше.
Российские компании, работающие на международных рынках, внедряют новые
технологии и бизнес-процессы не реже, чем международные, хотя существенно
отстают от международных коллег во введении инновационных продуктов.
Многие компании критически оценивают инновационную активность в своих
отраслях и в России в целом. Лишь 9% опрошенных полагают, что их отрасль в
целом по этому показателю зарубежных
коллег, и всего 5% сочли, что российская экономика по уровню
инновационной активности ведущие экономики мира. Утверждать, что российская
экономика мировых лидеров, не стал ни один из
опрошенных.
Инициаторами инноваций являются, как правило, владельцы компаний,
топ-менеджеры или специализированные подразделения и сотрудники, отвечающие
за инновации. В половине случаев топ-менеджмент компании инициирует
внедрение новых продуктов, а не новых технологий. При этом пренебрежимо мала
роль внешних инвесторов, внешних консультантов, сотрудников линейных
подразделений, а также внешних научно-исследовательских организаций.
Сложность привлечения финансирования для внедрения инновационных продуктов и
чрезмерная бюрократизация оказались наиболее значимыми препятствиями на пути
инновационной активности. Первое из перечисленных препятствий оказалось
более существенным для тех компаний, которые имеют опыт внедрения глобально
инновационных продуктов. Излишняя бюрократизация в одинаковой степени
волнует все без исключения компании. Отсутствие культуры инноваций в большей
мере беспокоит компании, внедрявшие в последние годы инновационные
бизнес-процессы. Эту группу больше, чем других, волнует и такая проблема,
как нехватка управленческих кадров.
Необходимо отметить, что российские компании, работающие только на
российских рынках, не считают серьезной проблему нехватки в стране идей и
специалистов, способных их разрабатывать. Возможно, это отражает
распространенное мнение о том, что , а проблемы лежат в
другой плоскости.
Респонденты считают, что сложность привлечения финансирования для внедрения
инновационных продуктов, чрезмерная бюрократизированность и
малопривлекательные условия жизни и работы - основные барьеры, мешающие
инновационной активности в стране в целом. Реже всего среди факторов высокой
значимости фигурируют сырьевая структура экономики и существенное
присутствие государства в экономике.
За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к следующим
контактным лицам:
PricewaterhouseCoopers в России
Анна Аристова, PR-менеджер
Тел.: +7 (495) 287-1198, e-mail: anna.aristova@ru.pwc.com.
Российская экономическая школа
Наталья Фокина, директор по развитию
Тел.:+7 (495) 956 95 08, e-mail: nfokina@nes.ru
ОАО
Наталья Аристова, главный специалист по связям с общественностью
Тел: (495) 777-0104, e-mail: aristova.ng@rusventure.ru