Школа как социальный лифт
Проект «Публичные лекции» «Полит.ру» широко известен в определенных кругах. В его рамках выступали различные ученые, писатели, политологи, философы. Вполне закономерно, что в Год учителя с публичной лекцией в Малом зале Политехнического музея пригласили выступить директора одной из лучших московских школ Центра образования № 548 «Царицыно» народного учителя России Ефима Лазаревича Рачевского.
Несмотря на летний жаркий день и конец работы, Малый зал был почти что полон, примечательно, что на лекцию Ефима Лазаревича «Школа как социальный лифт». Судя по всему, собрались люди неслучайные – педагоги московских школ, психологи и просто родители, которым небезразлична судьба их детей. Ведущий проекта Владимир Долгих, представив Ефима Рачевского, заметил, что образование сегодня становится одной из ведущих сфер жизни и все больше россиян связывают успешность своих детей с уровнем получаемого образования.
Ефим Рачевский напомнил, что формулировка «школа как социальный лифт» была заявлена еще в 90-е годы и повлекла за собой рождение нескольких мифов. Среди них миф о том, что «российское образование лучшее в мире», а также о том, что оно в равной степени доступно для всех российских школьников. На самом деле это далеко не так. Статистика показывает, что образовательный уровень детей, живущих в крупных городах (население не менее 200 тысяч), в семьях, где родители имеют высшее образование, как правило, выше, чем у сельских школьников и у тех, кто растет в неблагополучной среде. Эти дети больше читают, чаще бывают в театрах, на выставках. Кроме того, Ефим Лазаревич отметил огромную роль влияния дошкольного образования на развитие личности ребенка в целом и непосредственно на успешность обучение в школе.
- Примечательно, что 98% школьников, регулярно читающих книги, прошли через дошкольное образование, у 86% из них родители имеют высшее образование и 80% этих ребят живут в крупных городах, - сообщил в своем выступлении Ефим Лазаревич. Рачевский уделил большое внимание сравнительному анализу образовательной ситуации в разных странах. Так, оказалось, что самое большое различие между странами разных групп (Россия относится ко второй группе, развитые страны – к первой , а развивающиеся – к третьей) существует на уровне дошкольного образования А это именно тот возраст, когда формируются базовые способности детей. Между прочим, во Франции дошкольное образование является обязательным. А в Англии дети идут в школу с пяти лет. В России же охват 3-4-летних детей дошкольным образованием - один из самых низких среди стран первой и второй группы. И это потом сказывается в дальнейшем на их обучении, особенно в среднем звене в 5-6 классе, когда у ребят, не посещавших детсад, резко падает мотивация к обучению.
Ефим Лазаревич также сообщил, что разработан проект нового закона, в соответствии с которым дошкольное образование детей, начиная с пяти лет, будет обязательным для всех. Любопытный факт: дошкольное обучение в развитых странах начинается с 4-х лет, в России(вторая группа стран) – с шести лет, а в развивающихся странах – с семи лет.
Ефим Рачевский также заявил, что Россия занимает первое место в мире по количеству людей, имеющих высшее образование. «К сожалению, зачастую оказывается, что во многих случаях это псевдообразование», - заявляет Рачевский. Кроме того, лишь 14 процентов выпускников вузов идут работать по выбранной специальности.
Подводя итоги своей лекции, Ефим Рачевский обозначил и оптимистические перспективы. Среди них – введение стандарта нового поколения для начальной школы, который направлен на личностное развитие ребенка, а также то, что школа и образование становятся предметом особого внимания семьи и общества в целом. Однако для того чтобы школа стала по-настоящему социальным лифтом, необходимо сделать дошкольное образование обязательным с пяти лет для всех и, кроме того, повысить качество и доступность образования во всех школах, а не только в гимназиях и лицеях, - считает Ефим Рачевский.
После лекции у собравшихся была возможность задать вопросы Ефиму Лазаревичу, высказать свое мнение по различным образовательным проблемам.
2010 год объявлен в Российской Федерации Годом учителя. Основная цель Года учителя – повышение престижа учительской профессии, формирование позитивного имиджа педагога в обществе. В течение года по всей стране пройдут сотни мероприятий в поддержку российского учителя. Пресс-центр освещает мероприятия Года учителя, поддерживает информационные ресурсы в сети Интернет, посвященные Году Учителя, ведет системную работу с журналистами. Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ (www.agt-agency.ru)