Краткая справка
------------------------
CRM (Customer Relation Management) – система управления отношениями с клиентами. MRP (Manufacture Requiment Planing) – система производственного планирования. Каждая из этих систем имеет свои задачи и собственное программное обеспечение для их решения. Однако эксперимент показал, что это не так.
По результату нашего исследования можно сделать смелый вывод о низкой утилитарной и высокой маркетинговой составляющей в смысловом наполнении понятий MRP и CRM. С точки зрения реальной сути задач учета важно наличие структур данных для хранения и анализа, а так же наличие удобных интерфейсов. Все необходимое для задач CRM есть в MRP.
Особенности реализации
------------------------
Эксперимент проводился на старой версии системы Microsoft Dynamics Axapta 3.0 SP 3. Модификаций не было, если не считать переименования некоторых полей в интерфейсе.
Для решения задачи подготовки клиента к покупке требовалось учитывать этапы этого процесса. В MRP это этапы формирования готовой продукции. Многие поля (например: «дата операции» и т.д), переименовывать не потребовалось, но некоторые пришлось заменить: поле «код полуфабриката» было переименовано в «этап подготовки клиента», «код готовой продукции» стал «получением предоплаты от клиента» – т.е. конечным этапом, аналитика «номер партии» использовалась для хранения «кода клиента», поле «конфигурация» стала «номером итерации взаимодействия с клиентом». Также было переименовано несколько элементов интерфейса. Например, кнопки, запускающие различные этапы обработки Производственного заказа, были переименованы в соответствии с новыми задачами – «Отправить документ клиенту», «Получить ответ» и т.д...
Затраты на взаимодействие с клиентом
------------------------
Положительным результатом стала возможность стоимостной оценки процесса подготовки клиента к покупке. Стандартный модуль CRM в Axapta такую возможность не предусматривает. Кстати именно по этому не возможен обратный эксперимент – использование CRM для задач MRP, т.к. основной задачей производственного учета является калькуляция себестоимости, которой в CRM нет.
Задачи и результаты
------------------------
Планов дальнейшего использования этого решения у ИГ Киборг нет. Все таки CRM больше подходит для своих задач, а MRP для своих. Но данный эксперимент меняет вес важности критериев при выборе системы. На наш взгляд это снижает важность таких параметров как количество функций в системе, возможность ее модификации и наличие опыта специалистов по работе именно с этой системой. И наоборот увеличивает важность таких критериев, как опыт специалистов по эффективному внедрению в разных (возможно в других) областях, готовность руководства и специалистов искать новые пути эффективности и мотивированность участников проекта на достижение высоких результатов своей работы.