В целях обеспечения финансовой стабильности был принят комплекс мер по сокращению издержек на всех уровнях. Компания сумела сохранить почти неизменной численность персонала: в январе 2010 г. ее штат составлял 2131 человек, что всего на 6% меньше, чем в предыдущем году. Введение укороченной рабочей недели позволило в значительной степени компенсировать недозагрузку мощностей, вызванную снижением продаж. Масштабных увольнений удалось избежать. Политика «управляемой гибкости» в финансовых вопросах получила положительный отклик клиентуры.
«Мы смогли сохранить более 90% клиентов. Это очень хороший результат, поскольку такие проверенные кризисом отношения являются основой для восстановления объема продаж, когда дела начнут поправляться. Для нас было крайне важно поддержать поставку товаров, доступных массовому потребителю, в розничные торговые точки клиента», — отмечает Рене Шлегель, полномочный представитель Группы компаний Bosch в России, Украине, Белоруссии и Казахстане.
Автомобильное оборудование: курс на стабильность
Более чем 50%-ное падение спроса на российском автомобильном рынке привело к резкому сокращению поставок на конвейер автокомплектующих. Однако стратегия компании Bosch по увеличению присутствия в России остается неизменной. В частности, в 2009 г. стартовали 2 новых проекта по оснащению Антиблокировочной Системой Тормозов ABS автомобилей российских производителей, запуск в серийное производство которых намечен на конец 2010 — начало 2011 г.
Получила дальнейшее развитие программа Bosch, направленная на повышение безопасности на дорогах России и информирование населения об активных системах безопасности. Были разработаны специализированные сайты www.bosch-abs.ru, www.bosch-esperience.ru, создан демонстратор систем безопасности ABS и ESP®, который позволяет конечному потребителю ознакомиться с их преимуществами.
Несмотря на обвал рынка грузовых автомобилей, компании Bosch удалось удержать свою долю. В серийное производство запущен модуль вакуумного усилителя и главного тормозного цилиндра с расширительным бочком для автомобиля «Газель Бизнес». Временно отложен, в связи с задержками по введению в России стандарта Евро-4, запланированный на 2009 г. запуск в серийное производство автомобилей, оборудованных новой системой Common Rail, и начало производства в России компонентов Common Rail.
Линейку свечей зажигания EZ-Yttrium выпустило на рынок в 2009 г. ОАО «Роберт Бош Саратов». Производство свечей ведется на заводе в г. Энгельс Саратовской области. В 2010 г. намечено освоить выпуск и поставлять в Россию и за рубеж более 100 новых типов свечей зажигания. «Роберт Бош Саратов» также планирует начать производства нового поколения датчиков массового расхода воздуха и линейки обратных топливопроводов для российских и европейских производителей.
Усложнение автомобильных технологий и систем требует подготовки профессиональных кадров, способных их обслуживать и ремонтировать. В 2009 г. в Москве открыт Учебный центр Bosch, в котором ежегодно будут проходить обучение до 2 тыс. сотрудников автосервисных мастерских.
Потребительские товары и техника инженерных коммуникаций: увеличение доли рынка
Несмотря на сокращение российского строительного рынка в 2009 г., в сфере производства электроинструментов компания Bosch достигла значительного прогресса. Доля рынка компании увеличилась благодаря сети дилеров «Бош Системный Специалист» (БСС). Bosch также успешно вывел на рынок продукцию новых сегментов, в частности в области шлифовальных материалов с покрытием и измерительных инструментов.
В условиях почти 40%-ного падения спроса на отопительное оборудование «Будерус Отопительная Техника» сумела не допустить значительного сокращения оборота и увеличить долю рынка. Вследствие интегрирования в 2009 г. в структуру «Будерус Отопительная Техника» в России представительства LOOS, ведущего европейского производителя высококачественных паровых и водогрейных промышленных котлов, компания смогла значительно усилить позиции в сегменте промышленного оборудования — паровых и водогрейных котлов мощностью от 0,5 до 38 МВт для производственных целей.
Оптимистичные прогнозы, основанные на уверенном представлении о дальнейшем развитии России
Перспективы дальнейшего развития в России Bosch оценивает умеренно оптимистично.
«Рост в нашем регионе возобновится, но не скоро достигнет уровня 2008 г. Мы ожидаем, что в 2011 г. наш бизнес в целом вернется на уровень 2007 г., а в 2013–2014 гг. — на уровень 2008 г. Темпы роста для каждого подразделения, естественно, отличаются. В тех отраслях, где нам принадлежит доля рынка ниже 20%, возможности роста выше, чем в областях, где мы уже занимаем большую долю рынка», — считает Рене Шлегель.