Я родился в Муромских лесах Владимирской области. Там я жил до 5 лет, а в детский сад и в школу я уже пошёл в городе Владимире.
А когда Вы начали задумываться о Боге, о душе?
Владимир - это, как и Ярославль, очень древний город. Там в центре возвышается Успенский собор XII века. Конечно, в детстве я часто видел этот собор, смотрел на него. И как-то в душу залегло. Ещё когда в школе учился, я в этот собор заходил, но не молиться, а смотреть на службы. Я видел собор и в не богослужебное время, даже на крышу поднимался. Наверное, эти посещения, думы о своём дальнейшем пути, о своей жизни и привели меня к Богу. Я, когда поступил в музыкальное училище, устроился петь в хор. В хоре я пел до армии. И уже тогда я думал поступать на руководителя церковного хора - регента, но началась служба в армии. Когда в 1985 году я вернулся, решил посвятить свою жизнь церкви. В 22 года я уже был священником, закончив Московскую семинарию в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре заочно.
Как произошло знакомство с "Чёрными медведями"?
Когда я приехал в Ярославль, Владыка назначил меня руководителем молодёжного отдела Епархии. Жизнь здесь, надо сказать, бурно текла. Крестные ходы мы делали не только по земле, но и по воде. И один человек - Владимир Александрович Голубев (генеральный директор ЗАО "Апрель плюс", член попечительского совета Фонда поддержки Русской православной церкви Ярославской епархии. - прим. автора) - дал нам свой корабль "Академик Вавилов" для того, чтобы провезти икону по Волге. Он ещё оказался заядлым мотоциклистом. Я увидел его с байкерами, и меня посетила мысль - сделать крестный ход на мотоциклах. Я предложил Владыке эту идею, Владыка благословил. Это был первый крестный ход, проходивший таким необычным образом. Из разговора с Владимиром Александровичем я тогда узнал, что в городе существует байк-клуб "Чёрные медведи". Я познакомился с боссом, с вице-президентом - мы как раз обсуждали прошедший крестный ход, который можно назвать нашим первым знакомством. Потом мы стали общаться с ребятами.
Как же люди реагировали на крестный ход на мотоциклах?
Народ реагировал удивительно: они поворачивались и крестились. И это, конечно, тоже как-то меняло душу байкеров, что-то переворачивалось у них внутри. Часто бывает - люди посмотрят с интересом на мотоцикл и отвернутся, а крестный ход на мотоциклах заставлял их ещё раз повернуть головы и подумать: "Что? Что? Я не понял - мотоцикл и иконы?!". Люди оборачивались и совершали крестное знамение. И это были не только бабушки - это были также и молодые люди, что весьма приятно удивляло.
А как Вам дали согласие на то, чтобы Вы смогли ездить на мотоцикле?
Изначально было дано благословение на крестный ход. А по поводу мотоцикла ребята сами взяли благословение у Владыки Кирилла. Это было на празднике Благовещения. Члены клуба участвовали в богослужении и в крестном ходе вместе с Владыкой, причём участвовали во всей этой процессии в клубных жилетках. Они подошли и спросили благословения, чтобы подарить мне мотоцикл. Это был первый шаг к тому, чтобы я смог сам ездить и вступить в клуб. И вот Владыка благословил.
Я знаю, что недавно вы совершили путешествие по Европе. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Эта поездка была посвящена 1000-летию нашего Ярославля, его основателю - Ярославу Мудрому, его династии. Мы посетили 9 стран: Польшу, Германию, Францию, Италию, Австрию, Люксембург, Белоруссию, Чехию, Бельгию. Цель нашей поездки заключалась в том, чтобы побывать в местах, связанных с именем Ярослава. За 15 дней мы проехали 9 000 км. Одна ночь – и едем дальше. Правда, в одном месте мы ночевали дважды - в Италии. Мы решили немного отдохнуть, искупаться, позагорать. К сожалению, только после нашего путешествия по Интернету я познакомился с ребятами из Германии. В этой стране есть "Русский мотоклуб of Germany". Они приглашали в гости, сказали: "Пожалуйста, приезжайте, не думайте о расположении, что есть, что пить, где спать - всё это мы возьмём на себя!".
А после знакомства с Вами "Чёрные медведи" как-то изменились?
Все по-разному. Понимаете, я не вижу в этом какого-то переломного момента. Кто-то хочет меняться, а кто-то нет. Просто для ребят я стал чуть ближе, потому любой может ко мне подойти, задать вопрос. Он видит, что я священник, к которому можно приехать и пообщаться.
Расскажите о молодёжном отделении, которым Вы руководите.
Я руковожу молодёжным отделом по всей области. Это, прежде всего, Ярославль, потому что здесь мы основали православный молодёжный клуб "Вектор". "Вектор" активно участвует в жизни города, в субботниках, в спортивных мероприятиях. Вообще молодому человеку довольно-таки сложно проделать этот путь - с улицы в храм и в храме почувствовать себя комфортно, потому что он не знает ни законов, ни уставов церкви, и чувствует себя скованно. Это очень хорошо и здорово, когда люди могут придти в этот клуб и говорить о жизни, о своих проблемах, проблемах церкви. Вместе мы изучали священное писание, смотрели, что в церкви делается, даже отправлялись в походы. Для этого мы купили палатки, спальные мешки, коврики, посуду. Мы участвовали ещё и в праздниках. Была у нас такая традиция ездить на праздник Всех Святых по земле Ростово-Ярославской. Обычно службы проходят в Ростове, потому что это древняя кафедра. Мы ехали туда на выходные, под стенами Спасо-Яковлевского монастыря разбивали лагерь, жили там с кострами, с молитвами, с песнями под гитару. Таких походов было очень много. Но сейчас у нас проблема с помещением, так как мы поменяли дислокацию.
Возвращаясь к вопросу о байкерах. Вы принимаете участие в слётах?
Конечно! Но попасть на них бывает сложно, особенно летом, потому что все мероприятия проходят в выходные, а у нас в храме в выходные служба. Когда бывает отпуск, я, конечно, их посещаю. По всей стране проходят свои определённые слёты, и мы проводим свой - "Медвежий угол". Это достаточно известный мотослёт, причём проходил он уже ни один раз и был признан самым лучшим мотослётом России. Я считаю, что уровень этот очень высокий, потому что с каждым годом мы делаем его всё лучше. На прошлый слёт приезжало более 4 тысяч человек. Но мы не боремся за количество, мы боремся за качество. Наш слёт - это место, где нет никакого мусора и беспорядка. Что на других слётах случается часто. Бывает, приезжаешь, а там мусор не убирается, никто особо за порядком не следит, очень много пьяных, бывают какие-то эксцессы.
В чём же смысл таких слётов?
А смысл в общении. Там встречаются старые друзья. По большому счёту, практически все мотоциклисты друг друга знают. Они рассказывают о своей жизни, о своих поездках, видятся со старыми друзьями и приобретают новых. Там же никто не спрашивает, кем ты работаешь, кто ты есть. За одним столом могут сидеть и банкир, и слесарь, и батюшка, и гонщик - кто угодно.
А как проходят эти слёты?
Обычно проходят они 3 дня. В пятницу осуществляется заезд. Живём мы обычно в палатках. Слёты бывают разные - открытие, например, или закрытие - и тогда мы снимаем пансионат. Как правило, бывает такой смешанный формат: палатки и пансионат. Но, к сожалению, пансионаты к нашим заездам не совсем приспособлены, они могут вместить лишь небольшое количество человек. Но мотослёт - это формат, прежде всего, палаточный, и для общения это очень даже хорошо. Я, например, своё 40-летие встретил в палатке.
Есть ли иерархия в клубе "Чёрные медведи"?
Клуб МС - жёсткая иерархия. Клубы делятся на несколько категорий. MJ – мотоганкстрерс - в основном они существуют на Западе. Клуб МС подобен MJ. В МС есть ступени, которые человек должен преодолеть. Чтобы их преодолеть, за него должны проголосовать, причём голосование проводится тайное, раз в год. Первая ступень в клубе - это support (в переводе с английского supporter - "сторонник, приверженец" - прим. автора). Это человек, который желает вступить в клуб, но, естественно, его никто сразу не принимает. Он помогает клубу проводить какие-то мероприятия, работает там, ездит с ребятами. На начальной стадии даже не обязательно иметь мотоцикл.
Вторая ступень - hang around - это уже член клуба, его принимают, он участвует в голосовании. Следующая ступень - prospect (в переводе с английского prospect - "перспектива", "вид" - прим. автора). Я, кстати, им и являюсь. А после проспекта идут members - члены клуба, из которых уже выбирают и офицера клуба, и президента.
Девушки могут вступить в клуб?
Нет, девушки не могут быть членами клуба, но они могут быть при клубе. У нас, например, есть так называемый женсовет. Девчонки приходят, помогают столы накрыть, даже ездят на мотоциклах сейчас. Но они не могут стать членом клуба - это прописано в уставе.
А на чём Вы предпочитаете передвигаться?
По долгу - приходится на машине. Езда на мотоцикле подразумевает определённую одежду, но я не всегда могу появиться в этой одежде в храме или Епархии.
Вы одеваетесь в байкерские одежды?
У меня, конечно, есть кожаная одежда, например, косуха или штаны. Но существуют и более практичные вещи - из текстиля, который не продувается и не намокает. Первым моим мотоциклом был чоппер, для которого клёпки и кожа - это традиция. Поэтому в то время я и носил такую одежду. Второй мотоцикл у меня был супер-турур. Это большой мотоцикл, который имеет подогрев сидений, на дальние расстояния на нём ездить очень хорошо. А сейчас у меня Эндуро - высокий дорожный мотоцикл, на нём отлично путешествовать, тем более по таким не очень хорошим дорогам. И поэтому кожу уже носить не практично и не очень удобно. Когда едешь далеко, защита просто необходима - это защита коленей, рук, головы. Я падал на скорости 124 км/час. Меня подрезал трактор, и я летел по асфальту. Тогда защита отработала вся.
В "Чёрных медведях" мемеберы носят ерстни с изображением герба клуба. Некоторые надевают ремни с мишками, но это дело вкуса. Есть, конечно, байкеры с пирсингом, но у нас не очень принято себя украшать.
А вообще у байкера-путешественника, который ездит очень далеко, украшения уходят на второй план, всё делается для удобства. Для каких-то там безделушек не хватает ни места, ни времени, ни желания.
У меня, правда, осталась цепочка ещё со времён кожаных штанов. На неё я вешаю кошелёк. У меня он в заднем кармане лежит прицепленный, чтобы не потерялся.
А много ли Вы знаете байкеров-священников?
Нет, не много. В Кирове, знаю, отец Александр создал свой мотоциклетный клуб "Орден преображения", в котором является президентом.
"Чёрные медведи" открыли Чепт - отделение в Иркутске. И туда вступил католический монах. Теперь он один из членов клуба. У меня вот дорожное имя "Батюшка", а у него - "Монах". Он приезжал в Ярославль несколько раз, был у меня в гостях.
Встречался я ещё с владыкой Брянским. Он меня пригласил в Брянск, обещал познакомить со "своим" байкером, он говорит, правда, тоже монах. В Питере, я слышал, тоже где-то есть такие священники, но им там особо не разрешают ездить на мотоциклах. Я, наверное, счастливый, раз меня владыка Кирилл благословляет. Я могу заниматься любимым делом, а в свободное время посвятить своему хобби.
А напоследок батюшка сказал…
Для меня езда на мотоцикле - это такое нормальное хобби, нормальное время препровождение. Я счастлив, когда имею возможность сесть на мотоцикл и поехать куда-нибудь далеко. Последний раз, когда мы отправились в поездку, ехали на границу с Казахстаном. Там есть такой мотоциклетный слёт "Караван". Люди приезжают для того, чтобы разбить лагерь и "походить в пески" на мотоциклах. Кто-то уходит на неделю в пески, берёт с собой запас воды, топлива, еды и живёт там. Кто-то никуда не выезжает, а просто остаётся в этом лагере. Я решил двинуться дальше, поехал на Кавказ – это был первый мой одиночный выезд. Огромное удовольствие получаешь, когда едешь один на скорости, на дороге никого нет, кругом степи, можно и помолиться, и попеть, и подумать о чём-то.