Испытания проведены для оборудования с различными осевыми усилиями на колодки при определенных температурах масла на входе в подшипник и расходах масла через подшипник. Все работы осуществлены на собственных стендах лаборатории вибрации НПО ЦКТИ.
Осевая нагрузка при испытаниях создавалась специальным нагружающим устройством - гидроцилиндром, в котором за счет изменения давления масла на поршень изменялось осевое усилие на колодки упорного подшипника. Испытания заключались в проверке работоспособности выбранной схемы измерений, в которой основная роль отводится датчикам осевого усилия, установленным под рабочими колодками упорного подшипника.
По итогам испытаний рассматривается вопрос о возможном использовании подобных датчиков в реальных турбинах для определения осевого усилия на упорный подшипник. Дополнительно в ходе испытаний проводилась проверка влияния конструкции упорных колодок на их температуру и несущую способность подшипника при межколодочном подводе масла в подшипник.
В результате проведенной работы получены следующие результаты:
- на натурном опорно-упорном подшипнике диаметром 600 мм разработана методика измерения осевого усилия с помощью датчиков, установленных под упорные рабочие колодки подшипника;
- разработанная методика измерений осевого усилия показала себя работоспособной;
- погрешность в измерениях осевого усилия на рабочие колодки в среднем не превышала 8%. Проведенные испытания позволяют рекомендовать отработанную на стенде ОАО «НПО ЦКТИ» методику для измерения осевого усилия на действующих турбоагрегатах на всех режимах работы действующих АЭС.