Респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале как положительные, так и отрицательные качества педагога. Наиболее предпочтительными качествами учителя участники опроса назвали: уважительное отношение к учащимся, терпеливость, толерантность, вежливость (4,3); способность заинтересовать ученика в предмете (творческий подход к процессу обучения, использование новых и эффективных средств и методов обучения) (4,6); общая эрудиция, хорошее знание своего предмета (4,6); профессионализм (умение доходчиво излагать материал, эффективно организовывать учебный процесс и т.п.) (4,6); индивидуальный подход к каждому ученику, готовность помочь (4,0); объективность и беспристрастность (4,0); внешний вид и стиль учителя (3,2); коммуникабельность, открытость новым идеям (4,1); стремление к самосовершенствованию и самообразованию (4,2).
Отрицательными качествами учителя респонденты считают: пристрастность (перенос личных отношений с учениками на процесс обучения) (- 3,2); неспособность и нежелание воспринять иную, отличную от своей, точку зрения (-3,4); безответственность (непунктуальность, наплевательское отношение к процессу обучения и т.п.) (- 3,3); грубость, несдержанность в общении (-3,5); необъективность в оценке знаний (-3,4); демонстрация своего личностного превосходства (-3,5); отсутствие чувства юмора (-3,0); незнание предмета, ограниченность (-3,5); равнодушие к предмету и профессии (-3,4)
По мнению учащихся, учебный процесс удачен и продуктивен, если учитель знает свой предмет, может заинтересовать в нём ученика, эффективно организовать учебный процесс и доходчиво изложить материал.
Учебный процесс страдает, если учитель не знает предмет, демонстрирует своё личное превосходство над учащимися, груб, равнодушен к своей профессии.
По мнению большинства респондентов, к оценке деятельности педагога следует привлекать учащихся.
Уровень преподавания в конкретных школах оценивался по десятибалльной шкале. Средней оценкой стало 7,5 балла. Оценка эффективности применения инновационных средств в процессе обучения – 6,7 балла. Уровень подготовленности учителей к использованию современных образовательных средств участники образовательной сети оценили в 6,4 балла. Наивысшее количество баллов набрал такой фактор, как значимость личных качеств преподавателя в рамках обеспечения эффективного процесса обучения - 8,3 балла.
Результаты проекта были представлены Министру Образования и науки РФ А.А.Фурсенко.
«Дневник.ру» - первая образовательная сеть, сочетающая в себе возможности образовательного портала с инструментами социальной сети. Сегодня образовательный проект объединил уже около 3000 школ в 76 регионах РФ и странах ближнего и дальнего зарубежья.
Ольга Атаева - пресс-секретарь
образовательного проекта «Дневник.ру»
Тел.: 8 812 490 70 33
E-mail: ataeva@dnevnik.ru