Увеличение товарооборота предприятия привело руководство концерна к решению о модернизации складского хозяйства. В начале 2008 года было начато проектирование нового высотного склада площадью 21600 кв.м., где ежегодно планируется производить грузообработку порядка 140 000 номенклатурных позиций, около 60000 из которых – активные. В пиковые периоды склад должен будет работать в режиме нескольких тысяч приемок и отгрузок ежедневно. При объеме товародвижения 6-7 тысяч кубометров, ежемесячный оборот будет не менее чем полуторным (приведены данные только по одному из торговых проектов концерна). Обрабатываемый на складе товар может быть очень похожим внешне – это и упаковки с детским питанием, и однотипная детская одежда различных размеров. При многоярусном хранении производить отбор без управления динамическим адресным пространством не представляется возможным в принципе. С учетом всех вышеупомянутых моментов было понятно, что запускать новый комплекс в эксплуатацию можно только с использованием современной автоматизированной системы, управляющей объектом в режиме реального времени.
При выборе программного обеспечения и его поставщика одним из ключевых факторов стала возможность поэтапного ввода в эксплуатацию автоматизированной системы. В частности, запуск первой очереди на площади 5500 кв.м. должен был быть произведен в течение 2-3 месяцев. В результате рассмотрения различных вариантов WMS-систем предприятие остановило свой выбор на совместном решении фирмы 1С и AXELOT "1С-Логистика:Управление складом".
Руководство концерна приняло решение задействовать в проекте сразу две компании: искушенное в сложных проектах дочернее предприятие фирмы 1С "1С-Теллур" из Харькова и разработчика "1С-Логистика:Управление складом" московскую компанию AXELOT – лидера в партнерском сообществе 1С по числу выполненных WMS-проектов. Сложность поставленных задач потребовала также участия в проекте 10 сотрудников заказчика, включая топ-менеджеров по информационным технологиям логистике, развитию дистрибьюции. От 1С-Теллур в проекте участвовало 4 сотрудника: руководитель проекта, куратор проекта и программисты. AXELOT задействовал в работах специалиста по функциональности системы, а также экспертов по методологическим и техническим решениям на платформе "1С:Предприятие 8". Все участники единой проектной команды работали с различной степенью загрузки, соизмеримой поставленным задачам. Впоследствии подобный подход по итогам первого этапа был признан успешным, несмотря на имевшие место определенные организационные сложности.
На первом этапе проекта было принято решение использовать для всех операций "бумажную" технологию работы системы, при которой задания персоналу выдавались на бумажных носителях. Типовая функциональность системы обеспечила отражение в программе результатов приемки по количеству и качеству товара. С помощью системных настроек товар размещался в соответствии с зонированием склада. В ходе переезда склада сбор весогабаритных характеристик номенклатуры не всегда предшествовал реальным поступлениям товара. Поэтому результаты автоматизированной операции размещения могли отражаться оператором в системе уже по факту физического размещения товара в местах хранения. Отбор, отгрузка, формирование комплектов и инвентаризация также отрабатываются в соответствии с типовой функциональностью системы.
Среди нестандартных решений, реализованных в ходе интеграции складской системы с корпоративной, – создание оригинального механизма для внесения информации о неподтвержденных весогабаритных характеристиках товара. Эта информация попадает в систему сразу после операции приемки непосредственно перед размещением. Данные о неподтвержденных весогабаритных характеристиках вносятся на основании документа ожидаемой приемки с возможностью последующей передачи в корпоративную систему фактических весогабаритных характеристик. Механизм обмена данными об инвентаризации также претерпел изменения по сравнению с типовой функциональностью системы в силу специфики выполнения этой операции на складе концерна.
Внедрение "1С-Логистика:Управление складом" уже на первом этапе проекта предоставило возможность анализа заполненности склада и контроля объемов обрабатываемых товаропотоков. Новая система работы на складе позволяет оптимально использовать каждую ячейку хранения: товар одного и того же производителя может находиться в разных частях склада, если недостаточно места в зоне его основного хранения. Ранее такое было невозможно, а если и применялось, то вызывало значительный риск влияния человеческого фактора и "привязывало" предприятие к "знанию" кладовщиком ассортимента и размещения товара.
В настоящее время любой сотрудник "Европродукт", прошедший короткое обучение работе с системой управления складом, может отбирать товар, даже не задумываясь, что именно это за товар. Тем не менее, необходимость знания ассортимента при приемке сохраняется, хотя уже и не имеет столь критичного значения, как раньше. История выполнения складских операций позволила анализировать ошибки при выполнении операций и выявлять исполнителей, их допустивших, что стало мощным инструментом для мотивации складского персонала.
Регулярно генерируемые системой отчеты по заполненности количества и объема ячеек, помогают перемещать товар внутри склада для оптимизации доступного (свободного) объема в ячейках и площади склада.
После запуска системы в эксплуатацию существенно сократилось время на отбор заказов. Хотя при этом следует отметить некоторое увеличение времени, затрачиваемого на приемку, что по большей части связано с процессом "стикерования" (маркировки) товара. В подавляющем большинстве случаев товар может быть уже пересчитан, но пока не принят и не размещен, поскольку его необходимо "простикеровать". Выделение времени для этой дополнительной услуги склада необходимо и оправданно, поскольку наличие стикеров сокращает время приемки в магазинах и дает новые возможности для автоматизации инвентаризации как в магазинах, так и на складах. Кроме того, без соответствующих стикеров на украинском языке товар не имеют права продавать ни магазины собственной розницы, ни его внешние оптовые клиенты.
На втором этапе автоматизации складского комплекса планируется ввод в эксплуатацию всего складского комплекса на площади 15 000 кв. м. по всем товарным направлениям (проектам) с учетом специфики каждого из таких проектов концерна. В состав работ также включены внедрение механизмов для статистического анализа товародвижений и оценки затрат на выполнение складских операций.
На третьем этапе планируется внедрение технологии штрихкодирования с использованием до 30 радиотерминалов сбора данных (ТСД) на площади всего складского комплекса. По итогам этого этапа информация о состоянии складского комплекса будет обновляться немедленно после выполнения кладовщиком определенного действия с товаром. Это предоставит возможность более оперативного управления человеческими ресурсами на складе. Руководителю в любой момент времени будет видно, за кем какие задачи закреплены и каковы результаты их выполнения. Это еще более сократит влияние человеческого фактора и позволит наилучшим образом и в соответствии с современными стандартами использовать систему на платформе "1С:Предприятие 8" как инструментальное средство для управления складом.