В Священном Писании слово "Пасха" впервые встречается в книге Исход 12:11. В переводе с древнееврейского "Pesach" – "проходить мимо". В контексте это значило, что Ангел Господень, уничтожая первенцев в Египте, обходил, или "проходил мимо" еврейские дома, в которых косяки были помазаны кровью пасхального агнца. С тех пор ежегодно четырнадцатого нисана (апреля) в каждой еврейской семье готовили запеченного ягненка в память о милости Божьей к ним. Так праздновали Пасху во времена Ветхого Завета. Ветхозаветные пасхальные агнцы, как и другие животные, которых приносили в жертву, служили прообразом Искупителя, Который понес наказание за наши грехи на Голгофском кресте. В 1Кор. 5:7 написано: "ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас."
Возникает логичный вопрос – если евреи ради спасения от гибели в ту далекую ночь ели запеченного ягненка и смазывали кровью косяки, то как нам сегодня стать причастниками спасения от наших грехов? Ответ есть.
Пасха Нового Завета – это Вечеря Господня, во время которой мы употребляем хлеб и вино, которые являются символами Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна 6:53,54 написано: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день."
Первую новозаветную Пасху Иисус ел с учениками во время Тайной Вечери. Позже апостол Павел в 1Кор. 11:23-26 описывает сам обряд христианской Пасхи: "Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет." Вспоминая события Тайной Вечери стоит отметить, что Христос сначала отпраздновал с учениками ветхозаветнюю Пасху, употребив запеченного агнца, и после этого ввел новозаветнюю – хлеб и вино. Принимая во внимание тот факт, что во время празднования Пасхи у евреев дома семь дней не должно было быть ничего квасного ("С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых – пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб. " Исход 12:18-20), Господь с учениками ел хлеб без дрожжей и пил неперебродившее вино, то есть чистый виноградный сок, что является символами безгрешного тела и крови Иисуса Христа.
Как видим, в Священном Писании достаточно подробно описаны празднования новозаветной Пасхи, но нет никакого упоминания о куличах и о крашенных яйцах – главных атрибутах традиционного празднования. Откуда же тогда это появилось в христианстве? Предлагаю обратиться к истории.
Одной из древних языческих религий, оказавших большое влияние на формирование религиозных взглядов жителей Киевской Руси, был культ Тенгри, распространенный среди степных народов – тюрков, гуннов, монголов. Последние в течении 250 лет (с 1236 по 1480 гг.) господствовали над Русью, оказав на её обычаи своё влияние. И вот "... большим праздником у тенгриан считался приход весны. А по традиции, корни которой уходят в Индию, он отмечался 25 марта. Известно, что к этому дню тенгриане пекли куличи. Кулич олицетворял мужское начало. В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма, рядом полагалось класть два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллическими земледельческими культами Индии, но столь же очевидна связь этого обычая и с пасхальными традициями христианства. Только тенгрианские обычаи древнее" [Религии мира. В 2 т. Энциклопедия. М.: Аванта+, 1996. т. 1. стр. 217]. Эта информация побуждает задуматься над целесообразностью освящения в Церкви явно языческих символов. Указывают ли эти символы – кулич, покрытый белой глазурью, с крашеными яйцами – на искупление в Иисусе Христе? Такую ли Пасху оставил нам Господь? Правильно будет перед Богом святить то, что святили языческие народы в меру своей распущенности? Ответ за вами.