Денис Щеглов добавляет: «Во времена СССР гигиена питания и профилактика заболеваний были одними из приоритетных для государства направлений. Люди могли легко получить бесплатные путевки в санатории, у многих на работе была физкульт - минутка. Сейчас ситуация изменилась. Путевки люди, в основном, приобретают за свой счет, а физкульт – минутки остались в прошлом. Теперь собственное здоровье стало личным делом каждого из нас. В стране есть мощная база, направленная на лечение от болезней, но усилий, которые направлены на их предотвращение, предпринимается в разы меньше, чем раньше».
Участники круглого стола отметили, что с каждым годом стоимость вхождения на рынок БАД становится все более и более дорогой. Таким образом, перед многими компаниями есть два пути развития своего бизнеса: либо входить с сильной ресурсной базой и солидным капиталом, стараться проводить с людьми просветительскую работу, выпускать качественную продукцию, либо пытаться обмануть доверие потребителей. С последними случаями многие знакомы очень хорошо. Мошенники пытаются перепродать за огромные деньги биодобавки, которые якобы излечивают заболевания. «Само слово «излечивают» запрещено по отношению к БАДам, - обращает внимание Денис Щеглов. – И если вам звонят и говорят, что есть чудесные таблетки, которые излечат, не верьте. Это первый сигнал к тому, что вас хотят обмануть. Честный продавец, либо производитель никогда не станет рисковать своей репутацией. Слишком дорого это может обойтись».
Для того чтобы сформировать объективное отношение к биодобавкам, необходима правдивая информация, а не домыслы родственников или друзей. Ирина Ступак, говоря о потребительских установках населения, отметила, что фактор личной рекомендации играет очень весомую роль при принятии решения о покупке. «Человек может даже не попробовать сам ту или иную добавку, не убедиться, подходит ли она ему. Он послушает своего знакомого, изучит его мнение и на этой основе сформирует свое. Например, если ему каждый день говорят, что БАДы – это зло, он, не пытаясь разобраться в проблеме, будет считать также, – рассказывает Ирина Максимовна. – Для того чтобы изменить установку, человек должен прибегнуть к методу переоценки источника информации. Это значит, что любые полученные данные он сравнивает с публикациями в СМИ, мнениями специалистов, советуется с врачом и уже только потом принимает свое решение». Пока же основной массив информации о биодобавках носит рекламный характер. Причем, в отличие от рекламы лекарственных средств, именно реклама БАД вызывает резкое отторжение. «Это одна из причин, по которой мы открыто не продвигаем наш Алтайский краевой фитоцентр «Алфит», - говорит Наталья Кисляк. – Впрочем, он и без этого известен по всей стране. Именно здесь мы занимаемся реабилитацией онкологических больных при помощи фитотерапии. За последние 5 лет через нас прошло свыше 18 тысяч пациентов. Мы подчеркиваем: фитотерапия является вспомогательным методом в реабилитации страдающих раком. Постоянную консультативную помощь нам оказывают специалисты Алтайского краевого онкологического диспансера».
При обсуждении методов продвижения биодобавок Яков Новоселов поделился любопытным фактом. Оказывается, во время обучения новых сотрудников в сетевых компаниях приводят очень любопытный факт: из 10 потенциальных клиентов согласятся на покупку только 2. За 16 лет существования рынка БАД сформировался довольно крепкий «костяк» тех людей, которые не реагируют на рекламу биодобавок и считают их вредными и даже опасными. Намеренное представление БАДов в невыгодном свете заставляет производителей постоянно искать новые пути донесения объективной информации до своих потребителей. Сибирская масляная компания, «Ли Вест», «Медпочта», завод «Гален» выпускают собственные газеты. «Только сравните эти данные: в Западной Европе порядка 40% населения употребляют биодобавки регулярно. В США эта цифра достигает 60%. У нас же эта цифра – около 10%. Вы видите, насколько рынок может быть перспективным и интересным. Мы собираемся для того, чтобы определить совместные шаги по доведению до сведения людей информации о БАД, издаем свои газеты, проводим специальные мероприятия, ездим в командировки», - поделился Дмитрий Лыткин.
Подводя итог круглого стола, Яков Новоселов отметил: «Сегодня роль контролера за гигиеной питания и применением биодобавок в рационе человека взяли на себя общественные организации. Так, у нас существует Научный совет по медицинским проблемам питания РАМН, открываются Центры здоровья. Они сейчас только начинают свою работу: их специалисты проходят обучение, формируется ресурсная база. Именно здесь люди смогут получать информацию о правильном питании и профилактике заболеваний, профессиональные консультации». Это означает, что каждый человек должен быть лично заинтересован в том, чтобы не лечить болезни, а защищать себя от них, должен стремиться улучшать свое качество жизни и делать выводы, основываясь на мнениях специалистов, а не друзей или родственников. Выбор биологически-активных добавок, - это индивидуальный и непростой процесс. Он требует осмысления имеющейся информации, консультации с врачом-диетологом, выбор наиболее подходящего средства. Главное – не рассчитывать на сиюминутный эффект. Он проявит себя не сразу. Если все сделано верно, то оставаться здоровым и забыть о болезнях можно на долгие годы.
Прошедший круглый стол показал: пока производители, продавцы и общественные организации не объединят свои усилия в борьбе со сложившейся ситуацией и существующими стереотипами, биодобавки по-прежнему будут считаться опасными для здоровья и не будут оценены по достоинству.