По итогам 2009 года рынок страхования автокаско упал на 20,5%, в 2010 году объем премий останется на уровне 2009 года (прогнозируемые темпы прироста – 0%) и составит 138 млрд рублей, говорится в обзоре «РЫНОК СТРАХОВАНИЯ АВТОКАСКО: заглохли на подъеме», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА»
В 2009 году наибольшими темпами сократились взносы по страхованию автокаско, получаемые через банковский и дилерский каналы продажи. Внутри агентского канала продаж произошло перераспределение взносов в пользу надежных страховщиков. Прямые продажи на фоне общего падения, наоборот, выросли.
«В 2010 году объем взносов по страхованию автокаско, получаемых через банки и автосалоны, останется на уровне 2009 года, премии, собираемые через агентский канал продаж, несколько снизятся, в том числе за счет роста взносов в прямом страховании и кризиса доверия к страховым компаниям», – отмечает руководитель направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин.
«Эксперт РА» выделил 4 негативные тенденции, способствующие развитию кризиса на рынке автокаско в 2010 году:
1. В зоне риска оказались компании, делавшие ставку на банковский канал продаж или продажи через автодилеров. В 2009 году они столкнулись с проблемой резкого и внезапного сокращения взносов, что привело, в свою очередь, к разрыву ликвидности и росту конкуренции за оставшихся страхователей. Для переориентации бизнеса на другие каналы продаж или страховые продукты был необходим запас прочности, который имелся далеко не у всех компаний.
2. Демпинг, усилившийся на рынке автокаско с конца 2008 года в результате обострения уровня конкуренции, достиг невероятных размеров в середине 2009 года. И только в конце прошлого года было отмечено некоторое повышение тарифов у ряда крупных страховых компаний. Однако многие страховщики, прочно севшие на «демпинговую иглу» и не имеющие запаса ликвидных активов, уже не могут соскочить с нее, так как повышение тарифов для них будет означать потерю ликвидности, невыплаты и, в конечном счете, отзыв лицензии.
3. Наиболее серьезные последствия демпинга на рынке автострахования проявятся с лагом в год, то есть в 2010 году. По прогнозам «Эксперт РА» в 2010 году с рынка автокаско уйдут более четверти его игроков, в том числе несколько крупных страховщиков из топ-50. Кроме того, многие оставшиеся страховые компании продолжат политику «оптимизации издержек», начатую еще в 2009 году и предполагающую все усилия направлять на снижение размеров выплат. Такая политика приведет к снижению репутации всего страхового рынка и окажет негативное влияние на динамику добровольного спроса на услуги страховых компаний.
4. В период кризиса резко увеличилось число случаев страхового мошенничества со стороны всех групп участников страхового рынка (страхователей, страховых посредников и самих страховых компаний). В 2010 году эта тенденция только усилится.
«Эксперт РА» выделил 4 позитивные тенденции, проявившиеся на рынке автокаско в период кризиса:
1. Если ранее основным источником доходов автосалонов были продажи новых автомобилей, то теперь около 60% их валовой прибыли приходится на доходы от сервиса. Многие дилеры до кризиса, рассчитывая на продолжение роста продаж, сделали ставку на увеличение свих ремонтных емкостей. В результате в период кризиса основным направлением взаимодействия дилеров со страховыми компаниями стало получение от страховщиков ремонтного ресурса. А требования по размерам комиссии ушли на второй план.
2. Опасаясь проиграть в ценовой конкуренции, многие страховщики сделали ставку на разработку новых страховых продуктов, содержащих различные виды франшиз («скрытые», «персональные» франшизы, франшизы, применяемые со второго страхового случая) и неполное покрытие по рискам (например, защита только от угона и гибели машины).
3. В условиях снижения надежности всей страховой отрасли и увеличения числа случаев неплатежей, значительно возросла заинтересованность агентов в ведении бизнеса только с надежными партнерами. В результате агентские продажи полисов автокаско у надежных компаний не только не упали, но даже выросли.
4. Некоторые компании отмечают рост спроса на страхование подержанных автомобилей в 2009 году. Автовладельцы делают осознанный выбор в пользу страхования как инструмента управления рисками и фиксации расходов.