Спрос на корпоративное страхование оказался малочувствительным к кризисным яв-лениям в экономике, говорится в исследовании «Рынок корпоративного страхования: ОПТИМИЗАЦИЯ ВМЕСТО СОКРАЩЕНИЯ», подготовленном рейтинговым агентст-вом «Эксперт РА». Даже с учетом существенного падения тарифных ставок объем рынка корпоративного страхования в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился всего на 6,3%. Для сравнения, рынок розничного страхования, во многом зависящий от банковского кредитования, за тот же период упал на 13,8%.
Аналитики «Эксперт РА» выделили причины стабильности рынка корпоративного страхования:
1. Невысокий уровень проникновения страховых услуг, особенно в среднем и малом бизнесе. Спрос на корпоративное страхование сохранился со стороны крупных кор-пораций, работающих по международным стандартам управления рисками.
2. Высокая доля вмененных и обязательных видов страхования во взносах по корпора-тивному страхованию (страхование залогов, различных видов ответственности).
В итоге следствием кризиса стал не отказ от страхования со стороны крупных компаний, а оптимизация покупаемой ими страховой защиты. Более негативное последствие кризиса свя-зано с тем, что рост добровольного спроса на страхование со стороны среднего и малого бизнеса был отложен еще на несколько лет.
По мнению аналитиков «Эксперт РА», восстановления рынка корпоративного страхо-вания следует ожидать лишь в 2011 году одновременно с введением новых широко-масштабных обязательных видов страхования. Следуя за динамикой ВВП с лагом в пол-года, рынок корпоративного страхования начнет восстанавливаться не раньше второй поло-вины 2010 года. По прогнозам «Эксперт РА», в 2010 году объем рынка корпоративного стра-хования останется на уровне 2009 года (темпы прироста составят +2,0%). Восстановление рынка значительно ускорится с введением новых обязательных и вмененных видов страхо-вания, а именно:
1. Принятие законопроекта об ОПО (вновь широко обсуждаемого после аварии на Сая-но-Шушенской ГЭС).
2. Принятие законопроекта «Об обязательном страховании противопожарной безопас-ности» (предложенного МЧС после пожара в клубе «Хромая лошадь»).
3. Принятие законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственно-сти перевозчика за причинение вреда пассажирам» (предложенного Минтрансом РФ).