Называя любимые фильмы, ставшие для него объектом поклонения, человек не всегда склонен обосновывать свои предпочтения, однако если он делает это, то многое проясняется. Мое собственное понимание культового фильма определяют следующие факторы: продолжительность воздействия, сила воздействия и притягательность.
Повторный просмотр культового фильма не уменьшает его притягательности и привлекательности, и даже мы способны находить в нем нечто новое, открывать сюжет и героев в новом ракурсе. К таким фильмам поклонники возвращаются вновь и вновь в течение всей жизни, продолжая находить новые идеи и пищу для ума. Эти кинокартины способны воздействовать на огромную аудиторию зрителей, расширяя сферу своего влияния как в географическом, так и в социальном плане. Чувства, которые они пробуждают в нас, это просто одобрение, но и страсть, переживание и преданность.
Фильмы культовые - являются образцами технического и духовного мастерства создателей и авторов, ослепляют своим богатством связей и перекличек (с другими фильмами, с массовой или высокой культурой). Такие кинокартины разрушают границы существующих жанров, настоящее культовое кино вполне может стать основателем нового жанра, создать собственную нишу в мире кино, которую будут заполнять уже последователи. На сегодняшний день очень трудно выявить настоящее кино с массе фильмов, которые выливаются на нас. Смешение и популяризация важных для человека чувств, зрелищность, динамика на пределе восприятия, все это создает кашу в которой трудно разобраться – это кино для спинного мозга, которое подобно духовной червоточине. И это вызывает у меня протест! Информационные ресурсы и в огромной части Интернет, плодит и размножает в геометрической прогрессии тупые, обывательские фильмы, рекламный ажиотаж вокруг них, культивируя духовное опустошение.
Хотя в противовес культовым фильмам и ставят коммерческие фильмы, популярные у критиков, они не являются абсолютно взаимоисключающими. Некоторые фильмы могут стать культовыми и принести большие сборы, как например «Апокалипсис сегодня». Другие, несмотря на большой бюджет, поначалу оказываются неудачными в коммерческом отношении («Бегущий по лезвию»). Третьи могут вызвать интерес критиков, но не сделать кассу (например, «Красные» Уоррена Битти). Есть кинокартины, которые обретают страстных поклонников в узких кругах, именно такие фильмы для меня являются особо любопытными и интересными, а их редкость в Российском кинопрокате только подогревает интерес к ним. Один из ресурсов в сети, который помог мне пополнить свою коллекцию фильмов пищей для ума стал сайт dvd-art-video.ru . Постоянно растущий ресурс с рецензиями на лучшие образцы культового кино, авангард, сюрреализм и очень редкие фильмы.
Здесь я хочу выложить небольшой список понравившихся мне фильмов. Этот вынужденный шаг мы делаем из желания хоть немного помочь тем, кто ищет чего-то стоящего в огромном океане видеомусора, постоянно выплёскиваемого на нас с кино- и телеэкранов; тем, кто ищет фильмы для души, фильмы со смыслом, фильмы с вопросами и, может быть, с ответами...
Мой малый список культовых фильмов:
1. Носферату, симфония ужаса (Nosferatu, Eine Symphonie des Grauens), Германия, 1922, Фридрих Вильгельм Мурнау
2. Рим, открытый город (Roma citta aperta), Италия, 1945, Роберто Росселлини
3. Психоз (Psycho), США, 1960, Альфред Хичкок
4. Фотоувеличение (Blow Up), Великобритания-Италия, 1966, Микеланджело Антониони
5. Заводной апельсин (A Clockwork Orange), Великобритания, 1971, Стенли Кубрик
6. Апокалипсис сегодня (Apocalypse Now), США, 1979, Фрэнсис Форд Коппола