КАК ПИСАТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
ДОБАВИТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗ


Задачи HR-директора в период выхода компании на IPO. Круглый стол «HR и IPO» из цикла «HR и бизнес

15.09.2008
Триолит Executive Search
10 сентября 2008 года состоялся круглый стол, организованный компанией «ТРИОЛИТ Executive Search» и Московской Международной Высшей Школой Бизнеса «МИРБИС».
Основной темой круглого стола стало определение роли HR в этом процессе, его задач, зон ответственности, точек соприкосновения с основными участниками подготовки компании к IPO.

«Не могу не отметить, что мы проводим наш круглый стол в тот год, когда количество отмененных IPO достигло своего исторического максимума, - начала свое выступление ведущая круглого стола Юлия Логинова, старший партнер компании «ТРИОЛИТ Executive Search». – Тем не менее значимость этой темы не снижается, поскольку компании – и особенно в России - выходят на IPO не только с целью привлечения длинных финансовых ресурсов, но и для того, чтобы стать публичными, открытыми, правильными с точки зрения организации бизнеса».
Компании, стремящейся к внедрению лучших практик корпоративного управления, чрезвычайно важно иметь эффективно действующий Совет директоров, построению мотивационной модели для которого было посвящено выступление Юлии Логиновой.

В рамках круглого стола развернулась активная дискуссия вокруг понятия «независимый директор» и мотивационной системы, предлагаемой независимым директорам в России. Ольга Севастьянова, Эксперт Комитета по кадрам и вознаграждениям Совета директоров ОАО «СУЭК», подчеркнула, что после выхода компании на IPO акцент в работе Совета директоров смещается в сторону контроля соблюдения интересов акционеров. Соответственно, мотивация членов Совета директоров не должна быть привязана к финансовым результатам компании и не должна быть равна средней зарплате топ-менеджера компании, т.к. члены Совета директоров, независимые директора не должны рассматривать доход от работы в Совете как основной. Ольга подчеркнула, что «независимые директора работают не за вознаграждение. Они работают за свою репутацию и для реализации своей гражданской функции. Они работают не столько на акционеров, сколько на развитие общества в целом».

Говоря о корпоративной социальной ответственности в России, Ольга Дановская, директор Международного Института Экономики Естественных Монополий, акцентировала внимание на том, что Россия имеет богатые традиции в реализации корпоративной ответственности перед обществом. В дореволюционные годы российские предприниматели активно участвовали в осуществлении масштабных общественных, благотворительных проектов. Уже тогда ведущими промышленными и торговыми фамилиями были сформированы Кодексы делового сотрудничества и Кодексы ведения дел, ставшие прообразами современных Кодексов корпоративного поведения. Корпоративная социальная ответственность была основана на личной позиции, опиралась на православную традицию и духовность, была тесно связана с вовлеченностью крупнейших предпринимателей в развитие отечества и государства. Дореволюционная Россия задавала высокие стандарты в области ответственного ведения бизнеса, которые сейчас, найдя свое воплощение и развитие в западных странах, возвращаются в Россию в виде «best practice» корпоративной социальной ответственности.

Светлана Герасимова, управляющий партнер «ТРИОЛИТ Executive Search», заметила, что со стороны крупных российских компаний растет спрос на менеджеров, способных профессионально управлять программами корпораций в области корпоративной социальной ответственности.

Елена Матвеенко, финансовый директор по развитию розничной торговой сети Мебельного концерна «Катюша», отметила, что введение в 2002 году закона Sarbanes – Oxley серьезно ужесточило ответственность топ-менеджеров, подтверждающих достоверность отчетности своей компании при выходе на IPO. Прежде всего это касается позиций генерального и финансового директора. В соответствии с новыми требованиями за предоставление недостоверной информации, приравниваемой к мошенничеству, топ-менеджер может быть наказан штрафом в 5 миллионов долларов и/или лишением свободы до 20 лет. После принятия этого закона в Америке прокатилась волна отказов финансовых директоров от своих позиций. Елена акцентировала внимание, что этот фактор необходимо учитывать при мотивации топ-менеджеров, формировании контрактов с ними, что в нынешних условиях представляется необходимым пользоваться таким инструментом, как страхование профессиональной ответственности менеджера.

Говоря о роли HR в процессе подготовки к IPO, нельзя не упомянуть, что в этот период директору по персоналу предоставляется великолепная возможность перешагнуть на высшую ступень в своей карьере, добиться признания высшего менеджмента и тем самым максимально повысить свой статус – лейтмотив выступления Натальи Нестеренко, начальника управления обучения и развития персонала АКБ «Московский Банк Реконструкции и Развития». При этом важно не ждать, пока руководство предложит HR принять участие в корпоративной программе подготовки, но и самому проявлять желание участвовать в разработке и внедрении «Кодекса корпоративной этики», реализации программы корпоративного управления, создании привлекательных мотивационных схем для топ-менеджмента, оптимизации взаимодействий менеджеров и Совета директоров.

Илья Александров, руководитель инвестиционной практики юридической компании «Яковлев и партнеры», рассказывая о юридических аспектах компенсационных выплат топ-менеджерам при IPO, сказал, что «вопрос регулирования компенсационных выплат и бонусов по российскому законодательству находится на стыке трудового права и корпоративного права. На сегодняшний день регулирование данной области во многом противоречиво. Это значительно затрудняет на практике реализацию компенсационных и бонусных программ в рамках компании». В Трудовом кодексе запрещается выплата заработной платы в виде бонов, купонов, в форме долговых обязательств и расписок, Однако акции не подпадают под запрет ст. 131 ТК РФ, также нет запретов в отношении выплат поощрений. «Таким образом, можно утверждать, что поощрения являются гибким механизмом, предпочтительным в использовании для мотивации менеджмента».
В заключение круглого стола Юлия Логинова выразила надежду, что эта дискуссионная площадка станет местом профессиональных диалогов, которые внесут свой вклад в повышение значимости HR и объявила тему дискуссии следующего круглого стола цикла «HR и бизнес» - «HR и профсоюзы», который состоится в октябре этого года.

По всем вопросам вы можете обращаться к Елене Ильиной,
директору по корпоративным коммуникациям компании «ТРИОЛИТ Executive Search»
Раб.тел (495) 788-96-48
E-mail: Ilyina@triolit-es.ru


Триолит Executive Search
Адрес:Москва
Тел.:+7 (495) 788-96-48