КАК ПИСАТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
ДОБАВИТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗ


Запрет алкоголя в жилых домах: выживет ли малый бизнес?

18.04.2018

В скором времени на рассмотрение в Законодательное собрание Петербурга поступит законопроект о полном запрете продажи напитков крепостью выше 0,5% в магазинчиках, открытых на первых этажах жилых домов. Это может привести к сокращению оборотов магазинов и их вынужденному закрытию. Документ прошел процедуру публичного обсуждения со стороны бизнеса формально: из 21 предложения о поправках инициатор закона депутат Денис Четырбок отклонил 16.

Оценка регулирующего воздействия не помогла

В обсуждении законопроекта приняли участие не только крупнейшие производители пива и алкогольсодержащей продукции, но и общественные объединения по защите интересов малого и среднего бизнеса («ОПОРА РОССИИ», «Клуб профессионалов алкогольного рынка», Союз малых предприятий Санкт-Петербурга, Союз российских пивоваров). Общий смысл – или отменить закон, или внести существенные поправки. По мнению консультантов, принятие закона приведет к резкому сокращению количества субъектов малого бизнеса, снижению уровня собираемости налогов, а также резкому росту количества контрафактного алкоголя.

Инициатор законопроекта пришел к выводу, что цель закона – снижение уровня потребления алкоголя в Петербурге – оправдывает его принятие, так как именно закон является наиболее оптимальным способом решения проблемы. Но медицинских фактов, подтверждающих постулат о существовании проблемы, автор законопроекта, к сожалению, не приводит. Противоречит идее депутата Дениса Четырбока и позиция спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, которую он высказал в кулуарах Мариинского дворца: «Наша обязанность как законодателей – создать для малых предпринимателей благоприятную среду, внушить им уверенность в завтрашнем дне и убрать с их пути как можно больше административных барьеров».

Обязательная норма обсуждения любых законопроектов, которые затрагивают предпринимательскую и инвестиционную деятельность в форме так называемой оценки регулирующего воздействия, на данном примере нивелирована. Мнение бизнеса на 70% не учтено с формулировками «без комментариев» или «мнение будет учтено во втором чтении законопроекта» – такой вывод следует из сопроводительного текста к законопроекту на сайте петербургского парламента.

Ряды регуляторов множатся

Рынок продажи алкоголя уже сильно зарегулирован. В городе действует запрет на реализацию алкоголя с 22 до 11 часов, запрещена продажа несовершеннолетним. Все жалобы на торговлю исправно принимаются полицией, прокуратурой, Росалкогольрегулированием, Роспотребнадзором и прочими контролирующими органами

«Проблема алкоголизма – не проблема норм права, алкоголь покупают не потому, что его продают, а потому что напиться хочется», – считает председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. По его мнению, если пресечь канал доступа потребителя к легальному алкоголю, то потребитель станет пользоваться нелегальными каналами. Таким образом, законодательное ограничение по точкам продаж неминуемо приведет к росту спроса на контрафактный и суррогатный алкоголь. Незаконная торговля получит дополнительный стимул для продажи спиртосодержащих жидкостей из-под прилавков или в квартирах, что, опять же, дискредитирует идею защитить жильцов многоквартирных домов от пьяных драк или продуктов жизнедеятельности покупателей алкоголя в парадных жилых домов.

Малый бизнес опять под давлением

Потенциально закон может вызвать сокращение количества магазинов в многоквартирных домах. По норме законопроекта, продажа алкоголя будет разрешена исключительно в отдельно стоящих торговых помещениях, что не учитывает сложившуюся инфраструктуру Петербурга, особенно в центре. Большинство торговых точек работает в нежилых помещениях жилых домов. По оценкам различных экспертов, реализация алкоголя в доле выручки данных магазинов может составлять 15-60%. Компенсировать выпадение дохода после запрета продажи алкоголя магазинам будет нечем, поэтому они будут вынуждены или перепрофилироваться в другую сферу услуг, или закрыться.

«Когда человек заходит приобрести алкоголь, он заодно покупает продукты, товары повседневного спроса, – полагает член НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса» Олег Дю. – Поэтому если в каком-то магазине повседневной торговли перестанет продаваться алкоголь, можно будет его закрывать». Общественники в обращении к петербургскому бизнес-омбудсмену Александру Абросимову прогнозируют сокращение производителями пива производства продукции на 600 декалитров в год и потерей бюджета 126 млн рублей только от налоговых отчислений в виде акцизов. И эти цифры не учитывают другие потери от закрытия магазинов в виде акцизов и налогов: налоги на доходы от деятельности малого бизнеса и вынужденное сокращение рабочих мест, сокращение налоговых поступлений от расторжения договоров аренды коммерческих помещений. Отложенным фактором снижения поступлений в бюджет может стать и сокращение объемов производства крупнейшими налогоплательщиками – петербургскими производителями алкогольсодержащих напитков.

Множащееся количество запретов выглядит как попытка законодателей искать решение проблем, отталкиваясь от частного случая. Вместо разбора конкретного инцидента и выявления виновных, отдельные депутаты сразу стремятся принять максимально жесткую норму ко всем однотипным ситуациям и объектам. Отсюда избыточные требования, чрезмерные затраты бизнеса и граждан, избыточное число процедур. Обсуждение петербургского законопроекта проходит на фоне попыток Минпромторга создать благоприятные условия для развития торговли «шаговой доступности».